Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.09.2016 N Ф02-4744/2016 по делу N А10-7457/2015
Требование: Об отмене решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением единая комиссия заказчика признана нарушившей закон, ей выдано обязательное для исполнения предписание, материалы рассмотрения жалобы решено передать должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по факту выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку участниками закупки наиболее низкая цена услуги ОСАГО с учетом внесения изменения в условия запроса котировок была предложена путем внесения изменений в ранее поданные заявки, при этом от общества предложение поступили ранее, чем заявка от другого лица.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Бурятия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. по делу в„– А10-7457/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего видеоконференц-связь Бурлаковым М.Н., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Ермоленко Е.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей открытого акционерного общества "ВСК" Хармакшановой Т.А. (доверенность в„– 0157-Д от 16.01.2016), Андреевой Е.П. (доверенность в„– 1201-Д от 14.05.2016); Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия Гомбоевой Д.Н. (доверенность в„– 06-08/2233 от 11.05.2016), Бутаевой Л.В. (доверенность от 11.05.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу страхового открытого акционерного общества "ВСК" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2016 года по делу в„– А10-7457/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Мархаева Г.Д-С.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),

установил:

Страховое акционерное общество "ВСК" (ИНН: 7710026574, ОГРН: 1027700186062, далее - САО "ВСК", общество, г. Улан-Удэ) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным и отмене решения по результатам рассмотрения жалобы участника закупки в„– 04-50/371-2015 от 19.11.2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "СОГАЗ" (далее - АО "СОГАЗ"), Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее - ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия, территориальное управление).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2016 года решение суда от 11 апреля 2016 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе САО "ВСК" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неверного толкования судами норм материального права - статьи 77 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); считает судебные акты подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Бурятское УФАС России указывает на несостоятельность доводов кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители Бурятского УФАС России считают судебные акты законными.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 29.10.2015 года ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия (заказчиком) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов размещено извещение в„– 0102100004615000019 о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на предоставление услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортного средства (служебного автомобиля) для нужд территориального управления. Начальная (максимальная) цена контракта установлена 30 194,56 рублей.
Срок подачи котировочных заявок установлен с 9 час. 00 мин. по местному времени 30.10.2015 до 10 час. 00 мин. по местному времени 06.11.2015.
В период с 30.10.2015 по 03.11.2015 поступило 4 котировочные заявки, в том числе:
- 30.10.2015 в 09 час. 03. мин. поступила заявка САО "ВСК" с предложением о цене контракта на сумму 25 167,03 рублей;
- 30.10.2015 в 09 час. 05 мин. - заявка АО "СОГАЗ" с предложением о цене контракта на сумму 25 167,03 рублей.
02.11.2015 заказчиком опубликованы изменения извещения о проведении запроса котировок для закупки в„– 0102100004615000019.
В соответствии с названными изменениями извещения о проведении запроса котировок добавлены идентификационные номера транспортных средств, в связи с чем продлены сроки подачи заявок до 10 час. 00 мин. 10.11.2015.
05.11.2015 изменения в котировочные заявки поступили от двух участников закупки:
- в 11 час. 03 мин. поступили изменения в заявку АО "СОГАЗ" с предложением о цене контракта на сумму 27 194,04 рублей;
- в 16 час. 25 мин. поступили изменения в заявку САО "ВСК" с предложением о цене контракта на сумму 27 194,04 рублей.
10.11.2015 единой комиссией проведена процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок. К участию в запросе котировок допущены два участника закупки: САО "ВСК" и АО "СОГАЗ". Решением комиссии (протокол от 10.11.2015) победителем в проведении запроса котировок признано САО "ВСК".
13.11.2015 в Бурятское УФАС России поступила жалоба АО "СОГАЗ" на действия котировочной комиссии ТУ Росфиннадзора в РБ при проведении запроса котировок на оказание вышеназванной услуги, выразившиеся в нарушении порядка определения победителя запроса котировок. В жалобе заявитель просил признать АО "СОГАЗ" победителем закупки.
19.11.2015 принято решение по результатам рассмотрения жалобы участника закупки.
Названным решением жалоба АО "СОГАЗ" признана обоснованной (пункт 1). Единая комиссия заказчика (ТУ Росфиннадзора в РБ) признана нарушившей часть 6 статьи 78 Закона о контрактной системе (пункт 2). Единой комиссии заказчика выдано обязательное для исполнения предписание (пункт 3). Материалы рассмотрения настоящей жалобы решено передать должностному лицу Бурятского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по факту выявленных нарушений законодательства о контрактной системе (пункт 4).
Отказывая САО "ВСК" в удовлетворении требований о признании решения незаконным, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Единая комиссия заказчика, признав победителем САО "ВСК", нарушила часть 6 статьи 78 Закона о контрактной системе, что усматривается из следующего.
Частью 1 статьи 74 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
В силу части 6 данной статьи заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок не позднее чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Изменение объекта закупки не допускается. В течение одного рабочего дня с даты принятия указанного решения указанные изменения размещаются заказчиком в единой информационной системе в порядке, установленном для размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. При этом срок подачи заявок на участие в запросе котировок должен быть продлен так, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок этот срок составлял не менее чем семь рабочих дней, а при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, не менее чем четыре рабочих дня до даты истечения этого срока.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
На основании части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Единая комиссия заказчика признала победителем в проведении спорного запроса котировок САО "ВСК", заявка которого поступила в 09 часов 03 минуты 30.10.2015.
Между тем, как установили суды, в рассматриваемом случае участниками закупки наиболее низкая цена услуги ОСАГО с учетом внесения изменения в условия запроса котировок была предложена 05.11.2015 путем внесения изменений в ранее поданные заявки, при этом от АО "СОГАЗ" предложение (изменения в этой части заявки) поступили ранее, чем заявка от САО "ВСК".
Не соглашаясь с выводами судов о законности решения антимонопольного органа, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что по смыслу частей 1, 3 статьи 77 Закона о контрактной системе датой подачи заявки считается дата подачи первоначального пакета документов, который регистрируется заказчиком и которому присваивается порядковый номер; изменения вносятся в уже поданную заявку, являются ее неотъемлемой частью и новый порядковый номер заявке не присваивается.
Названные доводы проверены, однако учтены быть не могут, поскольку измененная заявка АО "СОГАЗ", как признали суды, поступила ранее.
Доводы общества о том, что все участники закупок услуг ОСАГО предлагают одну цену и с продлением срока подачи заявок новые участники также будут участвовать с предложением более низкой цены контракта, не имеют правового значения для дела.
В любом случае при внесении изменений в извещение о запросе котировок право участия в запросе должно быть предоставлено и иным лицам, ранее не подавшим заявки, в связи с чем антимонопольный орган правомерно признал, что датой подачи заявки будет являться дата подачи последних изменений в заявку.
Суды также верно учли по указанному вопросу правовую позицию разработчика Закона о контрактной системе Минэкономразвития России, изложенную в письме в„– Д28и-1758 от 11.06.2015, согласующуюся с выводами судов.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2016 года по делу в„– А10-7457/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------