Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.09.2016 N Ф02-3700/2016 по делу N А10-4700/2015
Требование: О признании недействительным предписания управления в части указания на необходимость осуществления действий по взысканию денежных средств.
Обстоятельства: Составлено предписание, которым министерству предложено устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства РФ, осуществить действия по взысканию денежных средств, указанных в пунктах предписания, и перечислить их в доход федерального бюджета.
Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с отсутствием у министерства обязанности по перечислению в доход федерального бюджета средств субсидии, неправомерно израсходованных их конкретными получателями.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Бурятия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. по делу в„– А10-4700/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М.Ю.,
при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия (судья Аюшеева Е.М., секретарь судебного заседания Лхамадиева Б.Ц.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителя Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия - Аюшеевой А.Д. (доверенность от 10.05.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 января 2016 года по делу в„– А10-4700/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Логинова Н.А., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О., Рылов Д.Н.),

установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее - Министерство) обратилось с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее - Управление) об оспаривании предписания от 20.05.2015 в„– 03-11/2 в части указания на необходимость осуществления действий по взысканию сумм, указанных в пунктах 3, 4 предписания, а также в части перечисления в срок до 01.09.2015 в доход федерального бюджета 90 814 132, 01 рубля.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 января 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2016 года, заявленные требования удовлетворены частично, предписание от 20.05.2015 в„– 03-11/2 признано недействительным в части обязания Министерства перечислить в доход федерального бюджета суммы 90 814 132, 01 рубля.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Обжалуя судебные акты по мотивам нарушения судами норм права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и заявляя об их отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований, правопреемник Управления (Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия) в кассационной жалобе полагает неправомерным вывод судов об отсутствии у Министерства обязанности по перечислению в доход федерального бюджета средств в размере 90 814 132, 01 рубля.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2016 года произведена замена стороны - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия на Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы кассационной жалобы.
На основании абзаца 1 части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено на 08 сентября 2016 года, о чем 09 августа 2016 года судом кассационной инстанции вынесено определение.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2016 года на основании абзаца 2 части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено на 22 сентября 2016 года до 12 часов 20 минут.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 сентября 2016 года в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в настоящем деле произведена замена судьи Шелега Д.И. на судью Шелемину М.М., судебное разбирательство произведено с самого начала.
После отложения участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что Управлением проведена выездная проверка Министерства, в результате которой установлены и в акте проверки от 05.03.2015 в„– 3 отражены нарушения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Соглашения от 06.08.2009 в„– 1645/17, заключенного Министерством с Минсельхозом России, Соглашения об оказании мер государственной поддержки в рамках реализации региональных значимых программ от 10.12.2009 в„– 14, Порядка предоставления субсидий на реализацию Республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Бурятия на 2009 - 2012 годы", утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.11.2009 в„– 426, Порядка предоставления субсидий на реализацию РЦП "Производство картофеля и овощей в Республике Бурятия на 2009 - 2012 годы", утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 07.12.2010 в„– 535.
Управлением составлено предписание от 20.05.2015 в„– 03-11/2, которым Министерству предписано устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации; осуществить действия по взысканию сумм, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 предписания; перечислить в доход федерального бюджета 90 814 132, 01 рубля.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды двух инстанций исходили из отсутствия у Министерства обязанности по перечислению в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных средств субсидии их конкретными получателями.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает правильными выводы арбитражных судов по данному делу в обжалованной части.
Согласно положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200); арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным (часть 2 статьи 201).
Правильно применяя нормы процессуального закона, арбитражные суды двух инстанций обоснованно руководствовались бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрено, что субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 в„– 1096 утверждены Правила распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставление субсидии осуществляется на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидии.
Перечисление субсидии из федерального бюджета в бюджет Республики Бурятия осуществлялось на основании Соглашения о порядке и условиях предоставления из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ от 06.08.2009 в„– 1645/17, заключенного между Минсельхозом России и Министерством (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктами 2 - 4 Правил субсидии предоставлены бюджету Республики Бурятия в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходного обязательства Республики Бурятия по финансированию утвержденных региональных программ.
Судами установлено и не оспаривается заявителем, что фактически допущено неправомерное расходование субсидий, выделенных в 2009 году из федерального бюджета на реализацию республиканских целевых программ.
Основания для возврата средств указанных субсидий определены Соглашением с учетом положений Бюджетного кодекса.
Так, пунктом 3.3 Соглашения предусмотрено, что остаток субсидии подлежит возврату в доход федерального бюджета при установлении Минсельхозом России отсутствия потребности в них Республики Бурятия. В случае не перечисления указанного остатка субсидии в доход федерального бюджета эти средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1 Соглашения в случае использования субсидии не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в доход федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Арбитражными судами на основании правовой оценки представленных в дело доказательств в полном соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что Минсельхоз России, проводивший соответствующую проверку использования предоставленной Республике Бурятия субсидии, не установил отсутствие потребности указанного субъекта Российской Федерации в субсидии, остаток которой не выявлен; факт использования средств субсидии не по целевому назначению в результате проверки и в суде Управлением не доказан.
При таких существенных для дела обстоятельствах суды мотивированно признали незаконным требование предписания о перечислении Министерством в доход федерального бюджета средств субсидии.
Ссылка Управления на положения статьи 242 Бюджетного кодекса, пункта 3.3 Соглашения, предусматривающих возврат не использованных по состоянию на начало текущего финансового года субсидий, отклоняется как противоречащая обстоятельствам дела. Вопреки доводам кассационной жалобы судами установлено, а Управлением не опровергнуто, что неиспользованные средства субсидии отсутствуют.
Довод Управления о наличии у Министерства соответствующих денежных средств в связи с удовлетворением его требований решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2014 года, постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2015 года по делу в„– А10-1819/2014 подлежит отклонению, поскольку указанные судебные акты отменены.
Ссылка Управления на судебную практику, также не может быть принята во внимание, так как выводы по иным делам основаны на иных фактических обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы в целом и каждый в отдельности проверены, но подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами двух инстанций, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 января 2016 года по делу в„– А10-4700/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА


------------------------------------------------------------------