Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.11.2016 N Ф02-5559/2016 по делу N А33-27062/2015
Требование: О признании незаконным бездействия регистрирующего органа, об обязании провести регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества.
Обстоятельства: Регистрирующий орган не произвел регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества, переданные в муниципальную собственность, в связи с отсутствием заявления муниципального образования о государственной регистрации права собственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку объекты недвижимого имущества фактически муниципальному образованию не передавались, волеизъявление на принятие этого имущества отсутствует.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2016 г. по делу в„– А33-27062/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Чупрова А.И., Юшкарева И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференцсвязи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференцсвязи, Исаковой И.Н., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Сайботаловой Л.Р., судьи Арбитражного суда Забайкальского края Ломако Н.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Фоминым Е.П.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи:
в Арбитражном суде Красноярского края представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Чернышовой М.В. (доверенность от 14.12.2015 в„– 70-55/102),
в Арбитражном суде Забайкальского края представителей: федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Кмитовой И.Г. (доверенность от 11.01.2016); Министерства обороны Российской Федерации Кмитовой И.Г. (доверенность от 21.01.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 марта 2016 года по делу в„– А33-27062/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Петроченко Г.Г., суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Морозова Н.А., Юдин Д.В.),

установил:

федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю, регистрирующий орган), выразившегося в непринятии мер по своевременной регистрации перехода права на имущество; об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем проведения регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, переданные в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство), администрация Краснокурышинского сельсовета Канского района Красноярского края (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 марта 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 423-ФЗ), части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 122-ФЗ), пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что законодательством установлена ускоренная и упрощенная процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности и государственной регистрации перехода права; единственным документом, необходимым для государственной регистрации прав муниципальной собственности на переданное в порядке Федерального закона в„– 423-ФЗ имущество является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, при этом заявление правообладателя (орган муниципальной власти) не требуется; на органы муниципальной власти возложена обязанность принять имущество в том состоянии, в котором оно находится без дополнительного финансирования и ремонта; суды неправомерно применили правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу передачи в муниципальную собственность военного имущества, необходимость в котором для обеспечения полномочий в области обороны страны и безопасности государства отпала, сформированную до принятия и вступления в силу Федерального закона в„– 423-ФЗ и не относящуюся к военному имуществу.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Красноярскому краю считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела; указывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав для осуществления государственной регистрации перехода прав на военное имущество не требуется заявление уполномоченного органа, принявшего решение о безвозмездной передаче военного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, о государственной регистрации перехода прав, однако необходимо заявление муниципального образования о государственной регистрации его права собственности на переданное имущество; Администрация с таким заявлением в регистрирующий орган не обращалась.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу также считает ее доводы несостоятельными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 11.10.2016 проведено путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражных судов Забайкальского края и Красноярского края.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). Администрация своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила, ходатайствовала о кассационном рассмотрении дела без участия ее представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители ФГКУ "Сибирское ТУИО" и Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 октября 2016 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы Учреждения отложено на 10 ноября 2016 на 11 часов 30 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09 ноября 2016 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе судей, рассматривающих настоящее дело, произведена замена судьи Кадниковой Л.А. на судью Юшкарева И.Ю.
Рассмотрение кассационной жалобы произведено с самого начала.
Представители лиц, участвующих в деле, участия в судебном заседании не принимали.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 10 ноября 2016 года до 17 ноября 2016 года до 14 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании также не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.05.2015 заместителем Министра обороны Российской Федерации издан Приказ в„– 474 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Краснокурышинский сельсовет Канского района" (далее - Приказ в„– 474), в соответствии с которым перечисленное в приложении к приказу недвижимое имущество в границах военного городка 2С передано из федеральной собственности в собственность муниципального образования Краснокурышинский сельсовет Канского района Красноярского края.
На земельные участки военного городка и объекты недвижимого имущества оформлено право постоянного (бессрочного) пользования и право оперативного управления за ФГКУ "Сибирское ТУИО".
Согласно письму Управления Росреестра по Красноярскому краю от 02.09.2015 названный Приказ получен 15.07.2015.
Управление Росреестра по Красноярскому краю письмом от 17.07.2015 в адрес главы Краснокурышинского сельского Совета сообщило, что в соответствии со статьей 16 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора; в связи с поступлением в Управление из Министерства Приказа в„– 474 регистрирующий орган рекомендовал Администрации в кратчайшие сроки обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснокурышинского сельсоветом на переданное по упомянутому Приказу имущество.
Письмом от 02.09.2015 в„– 52/22945 на запрос Учреждения от 20.08.2015 регистрирующий орган сообщил о направлении письма от 17.07.2015 в адрес Администрации о том, что до настоящего времени заявление о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество от представителя Краснокурышинского сельсовета в Управление не поступало, государственная регистрация права собственности не недвижимое имущество не проведена.
ФГКУ "Сибирское ТУИО", полагая, что бездействие регистрирующего органа, выразившееся в непринятии мер по своевременной регистрации перехода права на имущество, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании данного бездействия незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое бездействие регистрирующего органа не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку объекты недвижимого имущества фактически не передавались муниципальному образованию "Краснокурышинский сельсовет Канского района и волеизъявление на принятие этого имущества со стороны Администрации отсутствует.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона в„– 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом.
Согласно статье 3 Федерального закона в„– 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (пункт 1). Данное решение является основанием для: прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в пункте 4 части 2 настоящей статьи), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации; возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество (пункт 8). В течение двух рабочих дней со дня принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения принявший такое решение федеральный орган исполнительной власти направляет его в орган государственной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество (пункт 9). В случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество, а также право федеральной собственности на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки считается возникшим с даты принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения (пункт 10). В случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, такие права, за исключением прав на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под ними земельные участки, прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 11). Предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано (пункт 12).
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации в редакции Федерального закона в„– 423-ФЗ государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Исходя из анализа приведенных норм действующего законодательства, суды правильно указали, что этими нормами установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Вместе с тем в рассматриваемом конкретном случае суды установили, что по результатам комиссионного обследования объектов недвижимого имущества, находящихся на площадке 2С в районе населенного пункта Хаерино Краснокурышинским сельским Советом депутатов выявлено, что высвобождаемые военные объекты находятся в лесном массиве, на значительном удалении от населенных пунктов и дорог (около 4 км от ближайшего населенного пункта), техническое состояние объектов неудовлетворительное, высокий (свыше 70 процентов) износ зданий и сооружений, требующий проведения капитального ремонта, ряд объектов отсутствует; объекты не эксплуатируются по назначению с 2007 года, для использования по назначению требуется проведение мероприятий по капитальному ремонту, перечисленные в акте объекты являются специализированными военными сооружениями, которые не предназначены для эксплуатации в целях решения вопросов местного значения поселения без значительной реконструкции и ремонта, требующих больших финансовых вложений; имущественный комплекс не является жилым военным городком, а также не содержит зданий и строений социально-бытового, культурного и коммунального назначения, которые могут быть использованы органом местного самоуправления для исполнения своих полномочий. Учитывая изложенное и в связи с отсутствием в бюджете поселения средств на реконструкцию и капитальный ремонт передаваемых объектов решением внеочередной сессии Краснокурышинского сельского Совета депутатов от 26.06.2015 в„– 70-175 в приеме военного имущества было отказано с указанием на то, что прием аварийных, непригодных для функционального назначения объектов, возможно подлежащих сносу, не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для решения вопросов местного значения, а лишь накладывает дополнительные расходные обязательства на высоко дотационный бюджет сельского поселения.
При таких фактических обстоятельствах, установленных по данному конкретному делу, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 30.06.2006 в„– 8-П и Определениях от 07.12.2006 в„– 542-О, от 04.12.2007 в„– 828-О-П, от 07.02.2012 в„– 234-О-Р, принимая во внимание, что в данном случае объекты недвижимого имущества фактически не передавались муниципальному образованию "Краснокурышинский сельсовет Канского района" при мотивированном волеизъявлении его на их непринятие, учитывая особенность законодательства о государственной регистрации, которая предусматривает, что переход права подлежит регистрации на основании заявлений обеих сторон, суды признали отсутствующими основания для признания бездействия регистрирующего органа незаконным.
Суд кассационной инстанции в рассматриваемом конкретном случае не усматривает правовых оснований для переоценки приведенных суждений судебных инстанций и учета доводов заявителя кассационной жалобы, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов своей компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит определенных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 марта 2016 года по делу в„– А33-27062/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
И.Ю.ЮШКАРЕВ


------------------------------------------------------------------