Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.12.2016 N Ф02-6568/2016 по делу N А10-5098/2015
Требование: О сносе строений, возведенных в охранной зоне.
Обстоятельства: Общество ссылается на бездействие органа местного самоуправления, допустившего строительство детской площадки в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства высокого напряжения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку функции собственника в отношении спорного земельного участка в силу закона переданы органу местного самоуправления, следовательно, именно он должен был осуществлять контроль за строительством на участке спорной детской площадки и своевременно принимать меры к тому, чтобы территория данной площадки не располагалась в охранной зоне, а нахождение на ней граждан, более того - детей, не угрожало их жизни и здоровью.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Бурятия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2016 г. по делу в„– А10-5098/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Качукова С.Б., Тютриной Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.,
с участием представителя публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Бурятэнерго" Русина С.Е. (доверенность от 04.03.2016, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия кассационную жалобу истца - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Бурятэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 марта 2016 года по делу в„– А10-5098/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Усипова Д.А., суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Бушуева Е.М., Макарцев А.В.),

установил:

публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Бурятэнерго" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460089527, г. Красноярск, далее - ПАО "МРСК Сибири", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Администрации муниципального образования "Город Гусиноозерск" (далее - администрация, ответчик) с требованием о сносе возведенных строений в охранной зоне ПС 110/35/6-10 "Гусиноозерская".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены председатель территориального общественного самоуправления (ТОС) "Матрешка" - Лупашко Оксана Борисовна, Бурлаков Александр Иванович, Буянтуева Светлана Николаевна, Злыгастева Надежда Васильевна, Долгашеина Елена Георгиевна, Семенов Сергей Иннокентьевич, Семенов Алексей Иннокентьевич, Калашникова Галина Куприяновна (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 марта 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2016 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО "МРСК Сибири" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды пришли к ошибочным выводам о том, что предъявленный иск является негаторным, администрация не является надлежащим ответчиком по делу, охранная зона вокруг объекта электросетевого комплекса ПС 110/35/10/6 кВ "Гусиноозерская" составляет 20 метров, а не 55 метров.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru; почтовые уведомления), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 07 декабря 2016 года в порядке частей 1, 2 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11 часов 40 минут 13 декабря 2016 года, о чем в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзацами 2, 3 пункта 12 постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года в„– 99 "О процессуальных сроках", сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации в сети Интернет на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в разделах "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru и "Календарь судебных заседаний" http://rad.arbitr.ru.
После перерыва в судебное заседание также явился только представитель истца Русин С.Е.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций, в собственности ПАО "МРСК Сибири" находится электросетевой комплекс "Гусиноозерский" ПС 110/35/10/6 кВ (далее - подстанция), инвентарный номер 5107-К, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Селенгинский район (свидетельство о государственной регистрации права от 18.06.2008 в„– 03-АА 426012), а на основании договора аренды недвижимого и движимого муниципального имущества от 30.10.2009 в„– 2/09/04.03.2360.09 - обществу принадлежит объект электросетевого хозяйства, ВЛ-6кв (А-50) протяженностью 3,08.
В охранной зоне с особыми условиями использования указанных объектов электросетевого хозяйства размещена детская площадка землеустроительное дело (том 1, л.д. 16-18).
Ссылаясь на бездействие администрации, допустившей строительство детской площадки в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства высокого напряжения, ПАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку детская площадка в охранной зоне обустроена силами и за счет средств членов ТОС "Матрешка".
Суд округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и сделанными при неправильном применении норм материального права.
В пункте 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 в„– 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены "Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" Приложения к Правилам, охранная зона вдоль воздушных линий электропередачи устанавливается для самого высокого класса напряжения 1150 кВ - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящим по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 55 м.
На основании подпункта "б" пункта 9 названных Правил, в охранных зонах воздушных линий электропередачи запрещается: размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Судами установлено, что в границах охранной зоны принадлежащей истцу подстанции находится детская площадка (г. Гусиноозерск, ул. Надежды), строительство которой, со слов представителя администрации и председателя территориального общественного самоуправления (ТОС) "Матрешка", осуществлено самовольно физическими лицами - членами ТОС "Матрешка" своими силами за счет собственных средств и денежных премий, полученных за участие в республиканском конкурсе "Лучшее территориальное общественное самоуправление".
Данное обстоятельство послужило основанием к выводам судов о том, что надлежащим ответчиком и лицами, обязанными произвести снос детской площадки в пределах охранной зоны, являются граждане - члены ТОС "Матрешка", а действие (бездействие) администрации не находится в причинно-следственной связи с нарушением прав ПАО "МРСК Сибири" как собственника объекта электросетевого хозяйства.
Вместе с тем, судами не учтено, что подтверждающие данные обстоятельства документы ни администрацией, ни председателем ТОС "Матрешка" в материалы дела не представлены.
Вместе с тем согласно, Уставу ТОС "Матрешка" принятие решений по вопросам территориального общественного самоуправления и определение порядка реализации таких решений, в том числе по использованию земельных участков под строительство, создание детских и оздоровительных площадок, отнесено к полномочиям собрания (конференции) граждан, а по принятым решениям, затрагивающим интересы жителей, ТОС вносит предложения в соответствующие органы МО ГП "Город Гусиноозерск" (подпункт 8 пункта 2.3, пункты 4.1, 4.3.3).
В соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 211 названного Кодекса риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, собственник вправе владеть и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, совершать в отношении данного имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом он несет ответственность по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе создание безопасных условий для пользования имуществом третьими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209 этого же Кодекса) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (пункт 3 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Анализ приведенных требований закона позволяет прийти к выводу о том, что собственник земельного участка несет бремя содержания, включающее обязанность по созданию безопасных условий его использования, не только в отношении самого земельного участка, но и объектов (как движимого, так и недвижимого имущества), расположенных на нем.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
Как следует из Решения сорок восьмой внеочередной сессии Совета депутатов МО ГП "Город Гусиноозерск" в„– 180-2 от 17.02.2012, установленные границы территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, в том числе территориального общественного самоуправления "Матрешка", не являются границами земельного участка и не подпадают под действия земельного законодательства.
Земельный участок, на котором расположена спорная детская площадка, находится в пределах границ муниципального образования "Город Гусиноозерск".
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Закона в„– 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены, в том числе утверждение правил землепользования и застройки, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.Аналогичные полномочия органов местного самоуправления предусмотрены в Законе Республики Бурятия от 07.12.2004 в„– 601-III "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (принят Народным Хуралом Республики Бурятия 25.11.2004) и Законе Республики Бурятия от 30.12.2003 в„– 601-III "О земле" (принят Народным Хуралом Республики Бурятия 25.12.2003).
В соответствии со статьями 21, 27, 29 Устава МО "Город Гусиноозерск", опубликованном на официальном сайте администрации МО "Гусиноозерск" в Интернете, администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и республиканскими законами, и в пределах своей компетенции, в том числе осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; разрабатывает и направляет на утверждение представительному органу Правила благоустройства территории поселения; организует благоустройство территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм); осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель поселения; осуществляет осмотры зданий, сооружений и выдачу рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (в редакции Решения от 16.04.2013 в„– 231); осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности людей, охране их жизни и здоровья.
В соответствии с Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 в„– 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" объекты благоустройства территории - территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.
Понятие малых архитектурных форм содержится в Постановлении Правительства Москвы от 06.08.2002 в„– 623-ПП "Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02", согласно которому к малым архитектурным формам (МАФ) относятся: элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, городская мебель, коммунально-бытовое и техническое оборудование на территории города, а также игровое, спортивное, осветительное оборудование, средства наружной рекламы и информации".
Согласно Правил благоустройства территории МО "Город Гусиноозерск" малые архитектурные формы для территорий общественной застройки, площадей, улиц, скверов и парков, набережных и бульваров изготавливаются, как правило, по индивидуальным проектам. Проектирование, изготовление и установка малых архитектурных форм осуществляется правообладателями участков; архитектурное и цветовое решение согласовывается с соответствующим органом Администрации города.
Контроль за исполнением настоящих Правил осуществляют:
- должностные лица Администрации города, уполномоченные Главой администрации;
- должностные лица соответствующего исполнительного органа Администрации города, уполномоченные Главой администрации;
- государственные органы в области охраны окружающей среды;
- государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора;
- правоохранительные органы.
Ответственность за соблюдение настоящих Правил возлагается на граждан, на юридических лиц, на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций (независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности), в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся земельные участки, здания, сооружения, элементы внешнего благоустройства и транспортных средств, на граждан - собственников (владельцев) земельных участков, зданий, сооружений, элементов внешнего благоустройства и транспортных средств, а также на должностных лиц ремонтно-эксплуатационных служб, жилищно-коммунальных хозяйств и других предприятий, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, рекламы и знаков городской информации, других элементов внешнего благоустройства.
Таким образом, функции собственника в отношении рассматриваемого в настоящем деле земельного участка (г. Гусиноозерск, ул. Надежды) в силу приведенных норм закона переданы муниципальному образованию "Город Гусиноозерск", следовательно, именно администрация этого муниципального образования должна была осуществлять контроль за строительством (размещением) на этом земельном участке спорной детской площадки и своевременно принимать меры к тому, чтобы территория данной площадки не располагалась в охранной зоне, а нахождение на ней граждан, более того детей, не угрожало их жизни и здоровью, поскольку согласно статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
При таких обстоятельствах, суды, не применив вышеуказанные нормы законодательства, неправомерно отказали в истцу в удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако, неправильное применение норм материального права привело к тому, что выводы судов не соответствуют установленным ими обстоятельствам, в связи с чем, на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда от 09 марта 2016 года и постановление апелляционного суда от 25 августа 2016 года подлежат отмене с принятие по делу нового решения об удовлетворении иска.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика.Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, 3190 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 марта 2016 года по делу в„– А10-5098/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2016 года по тому же делу отменить. Принять новое решение. Иск удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "город Гусиноозерск" принять меры по освобождению земельного участка, расположенного в границах охранной зоны ПС 110/35/10/6 кВ "Гусиноозерская" (г. Гусиноозерск, ул. Надежды) в течение месяца с момента принятия постановления.
Взыскать с администрации муниципального образования "город Гусиноозерск" в пользу публичного акционерного общества "МРСК Сибири" в лице филиала "Бурятэнерго" 12 000 рублей в возмещение судебных расходов.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.В.БЕЛОНОЖКО

Судьи
С.Б.КАЧУКОВ
Н.Н.ТЮТРИНА


------------------------------------------------------------------