Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.06.2016 N Ф02-3145/2016 по делу N А69-2378/2015
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением учреждение признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением и ущемления интересов лиц, выразившихся в необоснованном увеличении стоимости оказываемых хореографических услуг. Предписанием учреждению предложено прекратить злоупотребление доминирующим положением.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ненормативные правовые акты антимонопольного органа не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы учреждения ввиду доказанности нарушения учреждением антимонопольного законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Тыва



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2016 г. по делу в„– А69-2378/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Тыва, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Ханды А.М., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Калбак А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Тыва представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Кыргыс А.В. (доверенность от 11.01.2016 в„– 1),
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Детская хореографическая школа" города Кызыла Белых Э.Ю. (доверенность от 31.05.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Детская хореографическая школа" города Кызыла на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2016 года по делу в„– А69-2378/2015 Арбитражного суда Республики Тыва (суд первой инстанции - Санчат Э.А., суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),

установил:

муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская хореографическая школа" города Кызыла (ОГРН 1031700522864, ИНН 1701035980, г. Кызыл; далее - МАОУ ДОД "Детская хореографическая школа" г. Кызыла, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России, антимонопольный орган) с требованиями:
- о признании проведенного Тывинским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на рынке хореографических услуг на территории города Кызыла Республики Тыва не полным и не состоятельным;
- о признании неверным вывода Тывинского УФАС России о доминирующем положении МАОУ ДОД "Детская хореографическая школа" города Кызыла на рынке оказания платных хореографических услуг для детей дошкольного возраста на территории города Кызыла и злоупотреблении данным положением;
- направлении запроса в Контрольный комитет Хурала представителей города Кызыла (667000, г. Кызыл, ул. Ленина, дом 32) результатов проверки финансово-хозяйственной деятельности МБОУ "Детская школа искусств имени Нади Рушевой" города Кызыла за 2012 - 2013 годы с соответствующими актами, заключениями, принятыми решениями, планами финансово-хозяйственной деятельности с отчетами об их исполнении;
- о признании решения и предписания от 23.06.2015 года по делу в„– 04-06-08/08-10-13 Тывинского УФАС России незаконными.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 11 ноября 2015 года заявленные требования удовлетворены частично. Решение и предписание антимонопольного органа от 23.06.2015 по делу в„– 04-06-08/08-10-13 признаны недействительными. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2016 года решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения требования о признании недействительными решения и предписания Тывинского УФАС России от 23.06.2015 по делу в„– 04-06-08/08-10-13. В отмененной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
МАОУ ДОД "Детская хореографическая школа" города Кызыла обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не учтено, что МБОУ "Детская школа искусств имени Нади Рушевой" и еще несколько десятков хозяйствующих субъектов являются аналогичными участниками рынка хореографических услуг на территории города Кызыла; не дана оценка разрешенным видам деятельности школ, оказывающих аналогичные услуги, особенностям рынка "хореографических услуг" и рынку образовательных услуг в целом; не учтена специфика рынка хореографических услуг в области дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования. Заявитель жалобы указывает, что письмом Департамента культуры, спорта и молодежной политики подтверждается наличие двух хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по коду ОКВЭД 80.10.3 "Дополнительное образование детей" - Учреждение и МБОУ "Детская школа искусств имени Нади Рушевой"; по данному коду ОКВЭД Учреждение осуществляет деятельность бесплатно; потребитель по договору оказания платных услуг не получает предпрофессиональное образование и ему не выдается документ об окончании образования; учреждение осуществляет основной вид деятельности по реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области хореографического искусства на основании лицензии, обучение по данным программам в школе проводится бесплатно за счет соответствующего бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу Тывинское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Тыва.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители МАОУ ДОД "Детская хореографическая школа" и Тывинского УФАС России в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.01.2013 в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление о том, что Учреждение является единственным образовательным учреждением, оказывающим хореографические услуги в городе Кызыле и, пользуясь своим доминирующим положением, устанавливает необоснованно высокую стоимость обучения в размере 2 500 рублей за месяц.
Приказом антимонопольного органа от 27.03.2013 в„– 55 возбуждено дело в„– 04-06-08/08-10-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением Тывинского УФАС России от 13.12.2013 в„– 04-06-08/08-10-13 МАОУ ДОД "Детская хореографическая школа" города Кызыла признано нарушившим требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
05.12.2014 Учреждение обратилось в Тывинское УФАС России с заявлением о пересмотре решения от 13.12.2013 в„– 04-06-08/08-10-13 и вынесенного на его основании предписания от 13.12.2013 в„– 04-06-08/08-10-13 по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам. В качестве таких обстоятельств Учреждение указало на наличие иных хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на образовательную деятельность, в том числе на оказание дополнительных образовательных услуг в виде платных услуг в области хореографии.
Определением Тывинского УФАС России от 09.04.2015 о пересмотре принятого решения и (или) выданного на его основании предписания заявление МАОУ ДОД "Детская хореографическая школа" города Кызыла удовлетворено.
Решением от 23.06.2015 по делу в„– 04-06-08/08-10-13 Учреждение признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением и ущемления интересов лиц, выразившемся в необоснованном увеличении стоимости оказываемых хореографических услуг с 01.01.2013.
Предписанием от 23.06.2015 Учреждению предписано в течение 30 дней с момента получения предписания, прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке хореографических услуг на территории города Кызыла Республики Тыва, выразившееся в ущемлении интересов лиц, путем необоснованного увеличения стоимости оказываемых хореографических услуг с 01.01.2013 и совершить действия, направленные на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: привести расчет стоимости обучения на подготовительном отделении МАОУ ДОД "Детская хореографическая школа" г. Кызыла, действующий с 01.01.2013 в размере 2 500 рублей, в соответствии с фактически понесенными затратами.
МАОУ ДОД "Детская хореографическая школа" г. Кызыла, полагая, что названные решение и предписание не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с вышеуказанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части требования о признании незаконными решения и предписания, исходил из недоказанности антимонопольным органом нарушения Учреждением антимонопольного законодательства.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, пришел к выводу о том, что ненормативные правовые акты антимонопольного органа не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, ввиду доказанности нарушения Учреждением антимонопольного законодательства.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Как следует из материалов дела, доминирующее положение Учреждения на товарном рынке хореографических услуг в области дополнительного образования в городе Кызыле установлено антимонопольным органом по результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на указанном товарном рынке в аналитическом отчете, утвержденном 21.06.2013.
Данный аналитический отчет послужил основанием для включения МАОУ ДОД "Детская хореографическая школа" г. Кызыла приказом Тывинского УФАС России от 05.02.2014 в„– 44 в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.
Аналитический отчет являлся предметом рассмотрения судами в рамках дела в„– А69-786/2014 по заявлению Учреждения о признании недействительным приказа от 05.02.2014 в„– 44. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2014 года по делу в„– А69-786/2014 Учреждению отказано в удовлетворении заявленных требований. При этом суд установил, что анализ состояния конкуренции, оформленный аналитическим отчетом от 21.06.2013, проведен антимонопольным органом с соблюдением установленного порядка; по результатам анализа информации Территориального органа Федеральной службы статистики по Республике Тыва, Министерства образования и науки Республики Тыва, Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва и учреждений образования г. Кызыла, образовательных учреждений, в том числе дошкольных, антимонопольным органом признано при расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, что Учреждение занимает долю 100 процентов на рынке хореографических услуг.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2015 года по делу в„– А69-786/2014 отказано в удовлетворении заявления Учреждения о пересмотре постановления от 03 сентября 2014 года по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом суд, проанализировав информацию, в том числе о деятельности муниципальных автономных образовательных учреждений Детский сад в„– 1, в„– 6, в„– 11, в„– 21, в„– 29, в„– 34, в„– 35, в„– 40, а также Детской школы искусств им. Н. Рушевой, пришел к выводу о том, что указанные организации не могут быть признаны хозяйствующими субъектами - конкурентами на анализируемом товарном рынке, поскольку, оказывая хореографические услуги на территории города Кызыла, данные организации не выдавали сертификаты (аттестаты, иные документы) об окончании соответствующих курсов.
Проанализировав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе письмо Департамента культуры, спорта и молодежной политики от 26.05.2015 в„– 21-11-15/560 о наличии в его ведомстве двух хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по коду ОКВЭД 80.10.3 "Дополнительное образование детей"; письмо от 24.04.2013 в„– 37 МБОУ "Детская школа искусств имени Нади Рушевой" о том, что оно не оказывает платные услуги на отделении "хореография"; лицензии МАДОУ комбинированного вида "Детский сад в„– 11 города Кызыла", МАДОУ Детский сад в„– 6, МАДОУ - Детский сад в„– 34, МАДОУ Детский сад в„– 40, согласно которым они осуществляют деятельность по оказанию услуг по программе "хореография" согласно коду ОКВЭД 80.10.1 дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию); принимая во внимание установленный судебными актами Третьего арбитражного апелляционного суда по делу в„– 69-786/2014 факт, что Учреждение за период 2011 - 2012 годы занимало долю 100 процентов на товарном рынке хореографических услуг в области дополнительного образования в городе Кызыле, суд апелляционной инстанции мотивированно посчитал обоснованными выводы антимонопольного органа о признании Учреждения доминирующим субъектом на товарном рынке хореографических услуг в области дополнительного образования в географических границах в городе Кызыле.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод Третьего арбитражного апелляционного суда, направлены исключительно на иную оценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2016 года по делу в„– А69-2378/2015 Арбитражного суда Республики Тыва оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
Д.И.ШЕЛЕГ


------------------------------------------------------------------