Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.01.2016 N Ф02-7478/2015 по делу N А74-2701/2015
Требование: О признании незаконными решений органа Фонда социального страхования РФ.
Обстоятельства: Оспариваемыми решениями обществу отказано в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату пособий по государственному социальному страхованию по уходу за ребенком до 1,5 лет и непринятии к зачету указанных расходов в связи с неполным представлением необходимых документов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлены факт наступления страховых случаев, правильность оформления обществом необходимых документов, выплата пособия застрахованным лицам, часть истребованных фондом документов не представлена обществом на проверку по уважительным причинам - в связи с их уничтожением в результате пожара.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Хакасия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2016 г. по делу в„– А74-2701/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Компания "Система ПВО" - Бойко Натальи Леонидовны (доверенность в„– 15 от 24.01.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 июля 2015 года по делу в„– А74-2701/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Парфентьева О.Ю.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Юдин Д.В.)

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Компания "Система ПВО" (ИНН 1901072348, ОГРН 1061901030960, место нахождения г. Абакан; далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016287, ОГРН 1021900528100, место нахождения г. Абакан; далее - фонд) о признании незаконными решений: о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 03.03.2015 в„– 1901150918; о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 03.03.2015 в„– 1901150918, вынесенных по результатам проведенной фондом камеральной проверки.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 июля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт не передавая дело на новое рассмотрение.
Как указано в кассационной жалобе, с момента пожара (10.10.2014) и по настоящее время обществом не исполнены обязанности по восстановлению документов, соответствующие меры не приняты; факт пожара должен быть подтвержден справкой Управления Государственной противопожарной службы, протоколом осмотра места происшествия и актом о пожаре МЧС, МВД или другими документами, устанавливающими причину возгорания; в материалы дела представлена только справка о пожаре, которая не доказывает, что сгорели документы ООО "Компания "Система ПВО", в том числе документы, которые были запрошены фондом для проведения камеральной проверки; общество не имело поставленных на учет обособленных подразделений по тому адресу, где произошел пожар; учитывая наличие данных в электронном виде на работников, общество имело возможность своевременно представить копии истребуемых документов, в том числе восстановленного трудового договора, и получить возмещение в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Компания "Система ПВО" заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В судебном заседании представитель общества "Компания "Система ПВО" поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 09.10.2014 общество обратилось в фонд за возмещением расходов на выплату пособий по государственному социальному страхованию по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 23 396 рублей 46 копеек, представив следующие документы: заявление застрахованного лица; приказ о предоставлении отпуска; свидетельства о рождении детей, заключении брака; расчет пособия, реестр выплаты пособий.
Требованием от 30.10.2014 фонд предложил обществу представить для проверки дополнительные документы: копии трудового договора, трудовой книжки застрахованного лица, кассовую книгу (оригинал для ознакомления), табель учета рабочего времени, расчетные ведомости по начислению заработной платы по всем работникам, штатное расписание за указанные годы, должностную инструкцию застрахованного лица.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки 03.03.2015 фондом вынесены решения в„– 1901150918 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и в„– 1901150918 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Основанием для отказа обществу в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 14 911 рублей 14 копеек послужило не предоставление обществом перечисленных в вышеуказанном требовании документов.
Считая, что решения фонда в части отказа в возмещении расходов на выплату страхового возмещения нарушают его права и законные интересы, общество обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон в„– 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части отношений, возникающих в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьей 9 Федерального закона в„– 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона в„– 165-ФЗ).
Согласно статье 22 Федерального закона в„– 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона в„– 165-ФЗ).
На основании пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона в„– 165-ФЗ страховыми случаями признаются, в частности, беременность и роды, уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 в„– 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон в„– 81-ФЗ) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно статье 4 названного Федерального закона выплата вышеуказанных пособий производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона в„– 165-ФЗ).
Федеральным законом от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон в„– 255-ФЗ) предусмотрены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 2 указанного Федерального закона застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, а также лица, являющиеся государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими.
Статьей 4.6 Федерального закона в„– 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, в соответствии с которым территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. В соответствии с частью 4 указанной статьи при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Исходя из вышеизложенного правового регулирования, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 19.07.2011 в„– 282/11, суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу. При этом указанные обстоятельства имеют правовое значение в том случае, если по результатам проверки не установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконности получения денежных средств из Фонда социального страхования Российской Федерации под видом возмещения пособия по обязательному социальному страхованию.
Судом первой и апелляционной инстанций на основании оценки совокупности имеющихся в деле доказательств установлено, что:
- фонд не опровергает наличие страхового случая, правильность оформления заявителем необходимых документов, а также факт выплаты пособия застрахованным лицам, правильность расчета пособия;
- часть истребованных фондом документов не была представлена страхователем на проверку по уважительным причинам, поскольку в здании, в котором общество хранило первичные документы, 10.10.2014 произошел пожар;
- на момент направления требования фонд располагал информацией о том, что у общества в результате пожара, произошедшего 10.10.2014, уничтожены архивные и бухгалтерские документы;
- ранее фонд возмещал обществу расходы по спорному застрахованному лицу (Одокиенко Н.Н.), но при принятии оспариваемых решений не исследовал имеющиеся у фонда документы;
- при рассмотрении спора суду первой инстанции в материалы дела представлены копии трудового договора от 01.01.2011 и приказа в„– 1 от 01.01.2011 о приеме на работу работника (по которому фондом не были приняты к зачету расходы), из которых следует, что указанное лицо действительно было принято на работу.
Доводы кассационной жалобы о том, что с момента пожара 10.10.2014 и по настоящее время обществом не исполнены обязанности по восстановлению документов, обоснованно отклонены судами в обжалуемых судебных актах.
Принимая в качестве дополнительных доказательств трудовой договор от 01.01.2011 и приказ в„– 1 от 01.01.2011, суды обоснованно учли, что данные документы были восстановлены обществом на основании документов, полученных в ходе рассмотрения дела в„– А74-1544/2015.
Довод фонда о том, что представленная справка о пожаре не доказывает, что сгорели документы ООО "Компания "Система ПВО", в том числе документы, которые были запрошены фондом для проведения камеральной проверки, на основании оценки имеющихся в деле доказательств мотивированно отклонен в постановлении суда апелляционной инстанции.
Выводы судов о наличии у общества по адресу Республика Хакасия, Аскизский район, рп. Вершина Теи, ул. Советская, 8 обособленного подразделения соответствуют имеющимся в деле доказательствам (т. 2 л.д. 19-22).
Указание в решении Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 июля 2015 года надлежащего способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества входит в компетенцию суда первой инстанции и не противоречит положениям пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 июля 2015 года по делу в„– А74-2701/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.Д.ЗАГВОЗДИН

Судьи
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
А.А.СОНИН


------------------------------------------------------------------