Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.02.2016 N Ф02-5157/2015 по делу N А10-5008/2014
Требование: О взыскании солидарно убытков, причиненных в связи с предоставлением медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что субъектом РФ установлены меры социальной поддержки в виде расходов по оплате коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам и приняты на себя расходные обязательства по обеспечению названных мер социальной поддержки, а возложение на РФ обязательств по возмещению этих расходов противоречит положениям ст. 84 Бюджетного кодекса РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Бурятия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. по делу в„– А10-5008/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей: Качукова С.Б., Тютриной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пашковой Е.А.,
при участии представителей Министерства финансов Российской Федерации Клишиной Светланы Геннадьевны (доверенность от 10.01.2013) и Пантиной Ирины Александровны (доверенность от 22.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 апреля 2015 года по делу в„– А10-5008/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Урмакшинов В.К.; апелляционный суд: Скажутина Е.Н., Макарцев А.В., Юдин С.И.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Регистр" (ОГРН 1130327011055, ИНН 0317011107, пгт. Нижнеангарск Республики Бурятия; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Республике Бурятия в лице Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия (ОГРН 1020300974870, ИНН 0323080765, г. Улан-Удэ; далее - министерство социальной защиты населения), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, г. Москва; далее - министерство финансов) о взыскании солидарно 115 068 рублей 36 копеек убытков, причиненных в связи с предоставлением медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению за период с 01.09.2013 по 01.09.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 апреля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2015 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе министерство финансов просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением судами статей 26.1, 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 184-ФЗ), статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Как утверждает министерство финансов, суды не учли, что предоставление медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, общество является ненадлежащей стороной в отношениях с публично-правовым образованием по вопросу социальной защиты отдельных категорий граждан, а также суды не установили все обстоятельства для взыскания убытков.
В отзыве на кассационную жалобу общество возразило против доводов заявителя, указав на их необоснованность.
Общество, министерство социальной защиты населения о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления в„– 66402589057905, 66402589057912), однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2015 года производство по кассационной жалобе приостановлено.
В судебном заседании 04.02.2016 Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьями 146, 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил возобновить производство по кассационной жалобе в связи с устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, а именно: вынесением Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по результатам рассмотрения кассационной жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации по делу в„– А40-81067/2014 Арбитражного суда города Москвы.
Рассмотрение кассационной жалобы продолжено в том же составе суда.
В судебных заседаниях представители министерства финансов поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Предметом иска является требование о взыскании убытков, причиненных в связи с предоставлением медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате за коммунальные услуги по теплоснабжению.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации пришли к выводам, что предоставление льгот является расходным обязательством Российской Федерации.
Вместе с тем, суды не учли следующее.
Истец заявил требования за период с 01.09.2013 по 01.09.2014.
Согласно части 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", действующего в спорный период, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения и социальной защиты находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ, в редакциях с 01.09.2013 по 01.09.2014, не относит координацию вопросов здравоохранения и социальной защиты к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в статье 26.3.1 Закона в„– 184-ФЗ, в редакциях с 01.09.2013 по 01.09.2014, предусмотрено, что по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения.
По смыслу статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 2, статьи 4 Закона республики Бурятия от 24.03.2005 в„– 1047-III "Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия" (далее - Закон в„– 1047-III) возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки в виде возмещения расходов по оплате коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Таким образом, Республика Бурятия установила меры социальной поддержки в виде расходов по оплате коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам и приняла на себя расходные обязательства по обеспечению указанных мер социальной поддержки.
Возложение на Российскую Федерацию обязательств по возмещению этих расходов администрации противоречит положениям статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая позиция отражена в определении Верховного суда Российской Федерации от 04 декабря 2015 года по делу в„– А40-81067/2014 Арбитражного суда города Москвы.
Согласно абзацу 2 статьи 4 Закона в„– 1047-III порядок возмещения расходов по предоставлению указанных в настоящем Законе мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, определяется Правительством Республики Бурятия.
Как указано в пунктах 1 и 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия, за исключением педагогических работников образовательных организаций, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.09.2013 в„– 466, специалисты, проживающие, работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия, за исключением педагогических работников образовательных организаций, получают меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг путем перечисления денежных средств на имеющиеся или открываемые в выбранных ими кредитных организациях счета.
Учитывая изложенное, на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежат отмене. Поскольку для разрешения спора необходимо исследовать новые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку доказательствам, а суд кассационной инстанции в силу статьи 286 указанного кодекса такими полномочиями не наделен, дело направляется на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует установить наличие или отсутствие у истца права на получение убытков, связанных с предоставлением медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению; наличие или отсутствие обязанности у ответчиков нести убытки, связанные с предоставлением медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению; рассмотреть спор по существу, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, оценить представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и распределить расходы по государственной пошлине за кассационное разбирательство.
В соответствии с пунктом 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации меры по приостановлению исполнения обжалуемого решения суда первой инстанции, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02 ноября 2015 года, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 апреля 2015 года по делу в„– А10-5008/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2015 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 апреля 2015 года по делу в„– А10-5008/2014, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02 ноября 2015 года по тому же делу, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.ПЛАТОВ

Судьи
С.Б.КАЧУКОВ
Н.Н.ТЮТРИНА


------------------------------------------------------------------