Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.02.2016 N Ф02-7579/2015 по делу N А69-342/2015
Требование: О взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением жилого помещения инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
Обстоятельства: Между органом местного самоуправления и инвалидом, поставленным в очередь на предоставление дополнительной жилой площади, заключен договор социального найма жилого помещения, приобретенного на денежные средства муниципального образования.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как отнесение расходов на обеспечение жилым помещением инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит законодательству.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Тыва



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2016 г. по делу в„– А69-342/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей: Звечаровской Т.А., Клепиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 13 июля 2015 года по делу в„– А69-342/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Маады Л.К.-Б.; апелляционный суд: Магда О.В., Белан Н.Н., Парфентьева О.Ю.),

установил:

мэрия города Кызыла (ОГРН 1021700517123, ИНН 1701009765, г. Кызыл) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, г. Москва) о взыскании с казны Российской Федерации 750 000 рублей убытков в связи с предоставлением инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Тыва (ОГРН 1021700516804, ИНН 1700000431, г. Кызыл), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887, г. Москва).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 13 июля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением судами части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ), подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 184-ФЗ), несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Министерство финансов Российской Федерации указало, что мэрия города Кызыла является ненадлежащим истцом, расходы на приобретение жилых помещений для инвалидов является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, возмещение убытков не относится к методам межбюджетного регулирования.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Мэрия города Кызыла, Министерства финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления в„– 66402593050848, 66402593050855, 6640259305879, 66402593050862), однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Предметом иска является требование о взыскании с Российской Федерации убытков, возникших в связи с предоставлением жилого помещения инвалиду.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды в соответствии со статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 181-ФЗ), пунктом 3 статьи 20 Закона в„– 131-ФЗ, статьей 26.3 Закона в„– 184-ФЗ пришли к выводу об отнесении расходов по обеспечению инвалидов жилыми помещениями на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, суды не учли следующее.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение в случае инвалидности.
Согласно статье 17 Закона в„– 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов социальной защиты находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Суды установили, что инвалид Ооржак Алена Вячеславовна 23.12.2009 поставлена на учет в очередь на дополнительную жилую площадь. Между мэрией города Кызыла и инвалидом Ооржак Аленой Вячеславовной заключен договор социального найма от 25.09.2014 в„– 117 жилого помещения, приобретенного на денежные средства муниципального образования.
В силу пункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ, в редакции Федерального закона от 21.07.2014 в„– 255-ФЗ, действующей на момент спорных правоотношений, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки инвалидов.
Отнесение судами расходов на обеспечение жилым помещением инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2016 по делу в„– А51-29644/2014, от 29.01.2016 по делу в„– А51-32477/2014.
Следовательно, доводы мэрии города Кызыла о возмещения причиненных ей убытков за счет Российской Федерации подлежат отклонению.
При этом из совокупного толкования статей 14, 50 Закона в„– 131-ФЗ, статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона в„– 131-ФЗ).
Таким образом, суды пришли к неправильному выводу, что обеспечение жилым помещением инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, подлежит финансированию за счет средств бюджета Российской Федерации.
Поскольку при принятии обжалуемых решения и постановления судами неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 и частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом того, что иск по настоящему делу предъявлен только к Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает необходимым указанные судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 13 июля 2015 года по делу в„– А69-342/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 года по тому же делу отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.ПЛАТОВ

Судьи
Т.А.ЗВЕЧАРОВСКАЯ
М.А.КЛЕПИКОВА


------------------------------------------------------------------