Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.04.2016 N Ф02-1679/2016 по делу N А69-2000/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку отсутствие регистрации права на земельный участок не образует объективную сторону правонарушения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Тыва



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2016 г. по делу в„– А69-2000/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарева И.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Банщиковым С.А.,
при содействии Арбитражного суда Республики Тыва, выполняющего судебное поручение по организации видеоконференц-связи (судья Ханды А.М., секретарь - Дажы-Сегбе А.А.),
при участии в судебном заседании представителей: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва - Халагаев П.В. (служебное удостоверение), Кадыгол М.К. (служебное удостоверение), от государственного автономного учреждения "Центр русской культуры Республики Тыва" - Кремина М.М. (приказ, паспорт), Токмашева Е.Е. (доверенность от 21.04.2016),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 декабря 2015 года по делу в„– А69-2000/2015 Арбитражного суда Республики Тыва (суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Морозова Н.А.),

установил:

государственное автономное учреждение "Центр русской культуры Республики Тыва" (ИНН 1701045347, ОГРН 1091719000130, место нахождения: город Кызыл; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (далее также - Управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 03.07.2015 в„– 78/15.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 07 октября 2015 года постановление о назначении административного наказания изменено, суд снизил размер назначенного учреждению административного штрафа с 110 000 рублей до 100 000 рублей.
Не согласившись с решением от 07 октября 2015 года, учреждение обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит принятый судебный акт отменить.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 декабря 2015 года решение от 07 октября 2015 года отменено, принят новый судебный акт, которым постановление о назначении административного наказания от 03.07.2015 в„– 78/15 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции, Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Тыва от 07 октября 2015 года.
По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционным судом при принятии обжалуемого судебного акта допущено неправильное применение норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представители Управления поддержали кассационную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представители учреждения возразили против них, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.05.2015 заместителем руководителя административного органа вынесено распоряжение в„– ЮЛ-1021 о проведении плановой выездной проверки учреждения на предмет соблюдения обязательных требований, установленных земельным законодательством.
16.06.2015 проведена проверка, в ходе которой выявлено нарушение учреждением требований статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в использовании земельного участка при отсутствии прав на земельный участок. По результатам проверки составлен акт от 16.06.2015 в„– 33 и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 16.06.2015 в„– 33.
19.06.2015 административным органом в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражены выявленные нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 19.06.2015 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 03.07.2015.
03.07.2015 Управлением вынесено постановление в„– 78/15 о назначении учреждению за вменяемое правонарушение наказания в виде наложения административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок в виде наложения административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ (пункт 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
К рассматриваемым отношениям применимы нормы главы IV Земельного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает следующие виды прав на землю: аренда земельных участков, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), безвозмездное пользование земельными участками.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, государственное автономное учреждение "Центр русской культуры Республики Тыва" создано постановлением Мэра города Кызыл от 16.12.2008 в„– 1903.
В силу договора от 25.08.2009 в„– 30908252 муниципальное имущество в виде нежилого одноэтажного здания, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 135 закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Данное здание расположено на земельном участке общей площадью 1 203, 13 кв. м, его кадастровый номер 17:18:0105008:0020.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии АА-17 в„– 060774 от 21.12.2007 в отношении земельного участка общей площадью 1203,13 кв. м из категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием под административное здание, адрес объекта: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 135, с кадастровым номером 17:18:0105008:0020 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за Государственным учреждением "Тывакиновидеоцентр".
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Таким образом, гражданские права и обязанности возникают, в том числе:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Объективную сторону вменяемого учреждению правонарушения составляет факт использования лицом земельного участка, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на данный земельный участок.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 в„– 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Как верно установил суд апелляционной инстанции, воля собственника спорного земельного участка (то есть воля органа публичной власти) была направлена на передачу данного земельного участка учреждению, что подтверждается передачей по договору от 25.08.2009 в„– 30908252 в оперативное управление учреждению муниципального имущества в виде нежилого одноэтажного здания, расположенного на спорном земельном участке.
Кроме того, до вынесения Управлением постановления о назначении административного наказания от 03.07.2015 в„– 78/15, распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 26.06.2015 в„– 348 данный земельный участок предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.
В названном распоряжении установлена обязанность учреждения обеспечить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования землей.
Однако отсутствие регистрации права на земельный участок, само по себе, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд апелляционной инстанции верно установил отсутствие объективной стороны данного правонарушения в действиях учреждения, одновременно с этим установив волю собственника земельного участка на передачу его учреждению.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

постановил:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 декабря 2015 года по делу в„– А69-2000/2015 Арбитражного суда Республики Тыва оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
Д.И.ШЕЛЕГ


------------------------------------------------------------------