Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.05.2016 N Ф02-2431/2016 по делу N А33-22570/2015
Требование: О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ.
Обстоятельства: Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности за нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество доказало право на освобождение от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении выплат и иных вознаграждений, произведенных водителям пассажирских автобусов в спорный период.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2016 г. по делу в„– А33-22570/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 декабря 2015 года по делу в„– А33-22570/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Смольникова Е.Р., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "НТВ" (ИНН 2459012702, ОГРН 1042401730645, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края (далее - управление, фонд) о признании недействительным решения от 06.07.2015 в„– 034 023 15 РВ 0000278 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 декабря 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), управлением заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решений от 25.03.2015 в„– 9 и в„– 034 023 15 ВР 0000600 фондом проведена выездная проверка достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 в„– 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон в„– 27-ФЗ), а также правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проверки фондом выявлено, что обществом в нарушение статьи 58.3 Закона в„– 212-ФЗ в период с января 2013 года по декабрь 2014 года не были применены дополнительные тарифы в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (водителей пассажирских автобусов), занятых на работах, указанных в подпунктах 2 - 18 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2011 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 173-ФЗ), в общей сумме 4 436 095 рублей, в результате чего образовалась сумма неуплаченных страховых взносов в размере 141 064 рублей 06 копеек.
По результатам проверки составлен акт от 25.05.2015 в„– 034 023 15 АВ 0000766 и принято решение от 06.07.2015 в„– 034 023 15 РВ 0000278 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона в„– 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия), в виде штрафа в размере 28 212 рублей 81 копейка, начислении пени в сумме 9 339 рублей 06 копеек, а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 141 064 рублей 06 копеек.
Решением Отделения пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Красноярскому краю от 03.09.2015 в„– ЕБ-18977/16-2-15 решение от 06.07.2015 в„– 034 023 15 РВ 0000278 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что заявителем правомерно при определении базы для исчисления страховых взносов не применены дополнительные тарифы в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, указанных в подпунктах 2 - 18 статьи 27 Закона в„– 173-ФЗ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 173-ФЗ), применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 27 Закона в„– 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Аналогичная норма содержится в подпункте 10 пункта 1 статьи 30 Федеральном законе от 28.12.2013 в„– 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующем с 01.01.2015.
Общество осуществляет деятельность по внутригородским автомобильным (автобусным) пассажирским перевозкам, подчиняющимся расписанию.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона в„– 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона в„– 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона в„– 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 данной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В пункте 5 Постановления Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 в„– 29 разъяснено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
В части 4 статьи 58.3 Закона в„– 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
При этом суды обоснованно отметили, что согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 в„– 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон в„– 426-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 в„– 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон в„– 421-ФЗ), результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона в„– 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.
Материалами дела установлено, что обществом в период с июля по декабрь 2013 года проведена аттестация рабочих мест водителей пассажирских автобусов.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства (в том числе результаты аттестации рабочего места), суды установили, что общество доказало право на освобождение от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении выплат и иных вознаграждений, произведенных водителям пассажирских автобусов в проверенный период.
Доказательств обратного Фондом в материалы дела не представлено.
Таким образом, вывод судов о том, что у общества отсутствовала обязанность в проверенный период уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных водителям пассажирских автобусов, является правильным.
При таких обстоятельствах, решение фонда от 06.07.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя (поскольку возлагает на него обязанность по несению дополнительных расходов), в связи с чем правомерно признано судами недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов двух инстанций, получили надлежащую судебную оценку и мотивированно отклонены судами.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 декабря 2015 года по делу в„– А33-22570/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.СОНИН

Судьи
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
А.И.РУДЫХ


------------------------------------------------------------------