Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.02.2016 N Ф02-613/2016 по делу N А19-5597/2015
Требование: О взыскании убытков, составляющих расходы на погребение.
Обстоятельства: Истец осуществил погребение лиц, личность которых не была установлена органами внутренних дел, лиц, не имеющих супруга, близких родственников либо законного представителя, лиц, родственники которых не имели возможности осуществить погребение.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку финансирование указанных расходов является обязанностью Российской Федерации, не имеется доказательств того, что Российская Федерация обеспечила субъект Федерации соответствующими финансовыми средствами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2016 г. по делу в„– А19-5597/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Качукова С.Б., Тютриной Н.Н.,
с участием в судебном заседании представителей муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска Успенского Максима Сергеевича (доверенность в„– 52 от 11.12.2015, паспорт), Шалуха Ирины Павловны (доверенность в„– 9 от 12.02.2016, паспорт) и Министерства финансов Иркутской области Клеофастова Богдана Петровича (доверенность от 28.12.2015, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 июня 2015 года по делу в„– А19-5597/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Хромцова Н.В., суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Скажутина Е.Н., Юдин С.И.),

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН 1023801543765, ИНН 3810002523, г. Иркутск, далее - МУП "Ритуал", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, г. Москва), Министерству финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, г. Иркутск), Управлению Федерального Казначейства по Иркутской области (ОГРН 1023801032034, ИНН 3800000654, г. Иркутск) о взыскании убытков в сумме 822 849 рублей 75 копеек, составляющих расходы по погребению лиц, личность которых не была установлена органами внутренних дел, в период с ноября 2013 года по декабрь 2014 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2015 года оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2015 года, иск удовлетворен. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 822 849 рублей 75 копеек убытков.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской (далее - Минфин России) области обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Из кассационной жалобы следует, что расходные обязательства по финансовому обеспечению спорных услуг распределяются между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в зависимости от того, являлся ли умерший на момент смерти работником или пенсионером; в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 в„– 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" обязанность по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", отнесена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Ритуал" с изложенными в ней доводами не согласилось, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку судами имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем просило в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru; почтовые уведомления 66402594044815, 66402594044839), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители Министерства финансов Иркутской области и МУП "Ритуал" возражали против доводов жалобы и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, в период с ноября 2013 года по декабрь 2014 года МУП "Ритуал" осуществило погребение 65 лиц, личность которых не была установлена органами внутренних дел, а также умерших, не имеющих супруга, близких родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение (невостребованные умершие).
Факт оказания указанных услуг по погребению в сумме 822 849 рублей 75 копеек подтвержден представленными в материалы дела расчетами расходов за спорный период, справками о смерти, разрешениями на захоронение трупов, справками о выдаче тел для погребения, актами выполненных работ по погребению умерших (погибших) лиц, личность которых не установлена органами внутренних дел, захороненных на Александровском кладбище г. Иркутска за спорный период.
Невозмещение истцу расходов на погребение названных категорий граждан послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования за счет казны Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что поскольку в Федеральном законе от 12.01.1996 в„– 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) не указаны конкретные источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, то финансовое обеспечение реализации установленных федеральным законодательством обязанностей специализированных служб по вопросам похоронного дела должна предоставить Российская Федерация.
Суд округа считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросах похоронного дела.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в данной норме не указаны источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена.
Вместе с тем пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации реализация решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней финансируется исключительно из федерального бюджета.
Таким образом, реализация мер социальной защиты в виде предоставления гражданам бесплатных услуг по погребению, установленных на федеральном уровне, на основании статей 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к государственным полномочиям Российской Федерации, поэтому финансирование расходов на осуществление переданных полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам в виде субвенций.
Судами установлено, что в спорный период средства на финансирование расходов, связанных с реализацией Закона о погребении, из федерального бюджета в бюджет Иркутской области не передавались.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Иркутскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последняя в свою очередь не смогла обеспечить финансирование расходов по погребению неустановленных умерших (погибших) лиц, а также умерших, не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы в размере 822 849 рублей 75 копеек за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе Минфином России в обоснование своей позиции, направлены на переоценку доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций, а также полностью повторяют доводы отзыва на иск и апелляционной жалобы, которые были предметом всестороннего исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 июня 2015 года по делу в„– А19-5597/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2015 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 июня 2015 года по делу в„– А19-5597/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.В.БЕЛОНОЖКО

Судьи
С.Б.КАЧУКОВ
Н.Н.ТЮТРИНА


------------------------------------------------------------------