Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.01.2016 N Ф02-7471/2015 по делу N А33-24340/2014
Требование: О признании права собственности на комплектную трансформаторную подстанцию, истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Обстоятельства: Общество ссылается на принадлежность ему объектов на праве собственности, наличие спора о праве, притязания муниципального образования на спорное имущество как бесхозяйное, а также лишение общества владения спорным имуществом ввиду установки запирающих устройств, сделавшей невозможным доступ к подстанции и обслуживание воздушной линии электропередач.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку спорные объекты были приватизированы в составе имущества предприятия, а затем переданы по передаточному акту при реорганизации последнего путем присоединения к обществу.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2016 г. по делу в„– А33-24340/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бандурова Д.Н.,
судей: Первушиной М.А., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ниникиной В.С.,
при участии в судебном заседании присутствующего в Арбитражном суде Кемеровской области представителя открытого акционерного общества "Оборонэнерго" Михайловой Евгении Николаевны (доверенность в„– 40 от 29.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - администрации города Дивногорска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 3 июля 2015 года по делу в„– А33-24340/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Шишкина И.В., суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Бабенко А.Н., Споткай Л.Е.),

установил:

открытое акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Сибирский" (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225, г. Москва, далее - ОАО "Оборонэнерго", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации города Дивногорска (далее - администрация, ответчик), к муниципальному унитарному предприятию электрических сетей (ИНН 2446001206, ОГРН 1022401253544, г. Дивногорск, далее - МУП электрических сетей, предприятие, ответчик) о признании права собственности на комплектную трансформаторную подстанцию КТП (КТПН) - 6/0,4 кВ, диспетчерский номер 105-4-4 от опоры 73ф.105-4 ПС "Овсянка" в„– 105 (год ввода в эксплуатацию 1985) (далее - трансформаторная подстанция); воздушную линию электропередачи высокого напряжения диспетчерский в„– ВЛ-6кВ ф. 105-4 от опоры в„– 73ф.105/4 ПС "Овсянка" в„– 105 35/6 кВ до КТПН-105-4-4 (год ввода в эксплуатацию 1965, протяженность линии 1 800 м), выполненную проводом А-70, состоящую из 37 опор (далее - воздушная линия электропередачи), расположенные по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, пос. Усть-Мана, 3-й км автодороги "Усть-Мана - Манский" на земельном участке с кадастровым номером 24:46:1202001:18 общей площадью 300 000 кв. м, и истребовании указанной трансформаторной подстанции из чужого незаконного владения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт", федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 3 июля 2015 года исковые требования о признании права собственности, предъявленные к администрации города Дивногорска, удовлетворены. Исковые требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворены к муниципальному унитарному предприятию электрических сетей, в удовлетворении аналогичных требований к администрации отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2015 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 3 июля 2015 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить как принятые по неполно исследованным обстоятельствам, с неправильным применением норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод судов об отсутствии у администрации оснований полагать спорное имущество бесхозяйным и отмечает, что действующим законодательством (подпункт 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункт 4 пункта 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 в„– 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения городского округа, установлена обязанность муниципальных органов власти выявлять бесхозяйные объекты недвижимого имущества, используемые для передачи энергетических ресурсов, ставить такие объекты на учет в качестве бесхозяйных с последующим признанием на них права муниципальной собственности.
Судами, как указывает заявитель кассационной жалобы, не дана оценка доводу о том, что распоряжение администрации в„– 2261р от 19.12.2013 "О передаче на обслуживание объектов недвижимого имущества муниципальному унитарному предприятию электрических сетей" до настоящего момента не оспорено и не признано недействительным, как и действия администрации по постановке спорных объектов на учет в качестве бесхозяйных; в обжалуемых судебных актах не приведено правового обоснования выводу о том, что отнесение спорного имущества к движимому или недвижимому существенного значения не имеет, между тем, объекты электросетевого хозяйства, по мнению ответчика, обладают признаками недвижимого имущества.
Администрация также ссылается на то, что предприятие производило затраты на ремонт спорных объектов; в резолютивной части решения суда в качестве идентифицирующего признака спорного имущества указано его расположение на земельном участке с кадастровым номером 24:46:1202001:18, однако данный участок 23.09.2014 снят с кадастрового учета, из него образованы другие участки; постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" не подлежало применению при рассмотрении настоящего спора, поскольку вступило в силу только 01.03.2015.
В письменных отзывах на кассационную жалобу Министерство обороны Российской Федерации и федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации доводам жалобы возражали, просили оставить судебные акты в силе.
Определением председателя судебного состава Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 января 2016 года в соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено на 10 часов 00 минут 19 января 2016 года.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 января 2016 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 31, 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации произведена замена председательствующего судьи Бурковой О.Н. на судью Бандурова Д.Н. в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель ОАО "Оборонэнерго" доводам кассационной жалобы возражала, изложила пояснения, просила оставить жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и судебных актов, приказом Министерства обороны Российской Федерации в„– 1318 от 25.11.2009 за ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое и движимое имущество согласно приложениям в„– 1 и в„– 2 к данному приказу, в том числе оборудование КТПН-105-4: ТМ-560 кВА-6/0,4 кВ; воздушная линия 6 кВ протяженностью 1800 м; СА4У-И672М (прибор учета), расположенное по адресу Красноярский край, г. Дивногорск, Усть-Мана, в/г в„– 40 (пункты 38 - 42 приложения в„– 2).
По акту приема-передачи в„– 1001 от 26.11.2009 ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации приняло в хозяйственное ведение в числе прочего оборудование КТПН-105-4: ТМ-560 кВА-6/0,4 кВ - 1 шт. 1985 года ввода в эксплуатацию, инвентарный номер 05-40-01, воздушную линию 6 кВ провод А3*70-1800 м, 1965 года ввода в эксплуатацию (пункты 75, 76 акта).
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации в„– 1446 от 23.12.2009 принято решение о приватизации ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации, его преобразовании в открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть"; утвержден состав подлежащего приватизации имущества согласно приложению в„– 1 к приказу, а также устав акционерного общества. Перечень объектов, не подлежащих приватизации, определен приложением в„– 2 к данному приказу.
В передаточном акте (тома в„– 3 в„– 6, в„– 7) указаны: воздушная линия - год ввода в эксплуатацию 1965; ТМ-560 кВА - 6/0,4 кВ 1985 года выпуска; счетчик СА4У-И672М.
ОАО "28 Электрическая сеть" зарегистрировано 31.12.2009.
08.06.2011 внеочередным общим собранием акционеров ОАО "28 Электрическая сеть" принято решение о его реорганизации в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго" (протокол в„– 2), все имущество, права и обязательства были переданы от ОАО "28 Электрическая сеть" истцу.
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации в„– 294 от 09.04.2013 решено передать в муниципальную собственность муниципального образования "город Дивногорск" Красноярского края объекты недвижимого имущества военного городка в„– 40, указанные в приложении к данному приказу.
В приложении к названному приказу перечислены земельный участок в„– 24:46:1202001:18 площадью 300 000 кв. м по адресу Красноярский край, г. Дивногорск, Усть-Мана, 3-1 км автодороги "Усть-Мана - Манский", нежилые здания, наружные водопроводные сети, наружные канализационные сети, сети теплоснабжения (всего 14 объектов).
По акту приема-передачи от 23.08.2013 имущество принято в муниципальную собственность города Дивногорска. Спорное имущество в составе передаваемого в муниципальную собственность в соответствии с приказом в„– 293 от 09.04.2013 отсутствует.
Согласно распоряжению администрации в„– 2261р от 19.12.2013 в целях обеспечения сохранности муниципального имущества МУП электрических сетей предписано принять на обслуживание объекты имущества электросетевого хозяйства (линия электропередачи 6 кВ ф. 105-4 от опоры в„– 73 и трансформаторная подстанция ТП-4/105-4), обеспечивающие электроснабжением объекты муниципальной собственности, расположенные по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, п. Усть-Мана, 3-1 км автодороги Усть-Мана - Манский, до момента разграничения принадлежности и эксплуатационной ответственности на объекты электросетевого хозяйства.
По заявлению администрации г. Дивногорска Управлением Росреестра по Красноярскому краю 30.09.2014 и 14.11.2014 поставлены на учет в качестве бесхозяйного следующие объекты:
- сооружение - подстанция КТПН-105-4 с кадастровым номером 24:46:1202001:218, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, п. Усть-Мана, 3-1 км автодороги Усть-Мана - Манский;
- сооружение - воздушная линия электропередачи 6 кВ с кадастровым номером 24:46:0000000:13877, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, п. Усть-Мана, 3-1 км автодороги Усть-Мана - Манский.
16.06.2015 сторонами составлен совместный акт осмотра спорного имущества, в котором отражено наличие на земельном участке в„– 24:46:1202001:18 площадью 300 000 кв. м по адресу Красноярский край, г. Дивногорск, Усть-Мана, 3-1 км автодороги "Усть-Мана - Манский", подстанции КТП-105-4-4, воздушной линии (протяженность 1 800 м, 37 опор по паспорту, фактически - 39 опор, линия выполнена проводом А-70). На опоре в„– 37 установлен новый разъединитель, привод разъединителя закрыт на замок, помещение КТПН также закрыто на замок.
Указанные замки, согласно пояснениям МУП электрических сетей, установлены предприятием в связи с передачей спорного имущества на обслуживание в соответствии с распоряжением администрации в„– 2261р от 19.12.2013.
ОАО "Оборонэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, в обоснование которого указало на принадлежность обществу трансформаторной подстанции и воздушной линии электропередачи на праве собственности, наличие спора о праве, притязания муниципального образования "город Дивногорск" на спорное имущество как бесхозяйное, а также лишение истца владения спорным имуществом ввиду установки запирающих устройств, сделавшей невозможным доступ к подстанции и обслуживание воздушной линии электропередач.
Руководствуясь положениями статей 8, 12, 57 - 59, 209, 217, 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", разъяснениями пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление в„– 10/22) и установив, что спорные объекты были приватизированы в составе имущества ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации, а затем передано по передаточному акту при реорганизации последнего путем присоединения к ОАО "Оборонэнерго", Арбитражный суд Красноярского края исковые требования о признании права собственности ОАО "Оборонэнерго" на спорное имущество удовлетворил. Виндикационные требования истца к МУП электрических сетей также признаны судом подлежащими удовлетворению в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом ссылка предприятия на пропуск истцом срока исковой давности судом отклонена.
Апелляционный суд по результатам повторного рассмотрения дела с выводами суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции полагает кассационную жалобу необоснованной, обжалуемые судебные акты - подлежащими оставлению в силе в связи со следующим.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
В рамках настоящего дела одним из требований истца заявлено требование о признании права собственности на трансформаторную подстанцию и воздушную линию электропередачи.
Иск о признании права собственности является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед иными лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество; направлен на защиту уже существующего, но нарушенного или оспариваемого права.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, в котором указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая объекты недвижимого имущества, здания, строения, сооружения.
В пункте 11 Постановления в„– 10/22 разъясняется, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В силу статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Судами по результатам исследования представленных в материалы дела доказательств установлено, что спорная трансформаторная подстанция и воздушная линия электропередачи на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации в„– 1318 от 25.11.2009 были закреплены за ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации на праве хозяйственного ведения, в последующем это имущество вошло в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации, а затем включено в передаточный акт при реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" путем присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
Таким образом, ОАО "28 Электрическая сеть" являлось собственником спорных объектов с 31.12.2009, т.е. с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании указанного общества в результате приватизации.
ОАО "Оборонэнерго" является правопреемником ОАО "28 Электрическая сеть", в том числе в отношении спорной трансформаторной подстанции и воздушной линии электропередач, вследствие реорганизации путем присоединения к ОАО "Оборонэнерго" в силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Письмами Территориального управления Росимущества в Красноярском крае от 04.06.2014 в„– 03-47/06/7160 и Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 06.06.2014 в„– 7328/10617 подтверждается, что спорные объекты ни в реестре федерального имущества, ни в реестре государственной собственности Красноярского края не учитываются.
На основании изложенного обоснованным является вывод суда, признавшего право собственности истца на трансформаторную подстанцию и воздушную линию электропередач, не подлежащими отнесению к бесхозяйным вещам.
Статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Для виндицирования индивидуально-определенной вещи надлежит установить наличие у истца права собственности (иного вещного титула) на истребуемое имущество, наличие имущества у ответчика, выбытие имущества помимо воли истца, отсутствие правовых оснований для владения вещью ответчиком.
Установив совокупность обстоятельств для истребования имущества, суд правомерно удовлетворил требования истца к ответчику - МУП электрических сетей, поскольку именно предприятию трансформаторная подстанция и воздушная линия электропередач переданы на обслуживание распоряжением администрации от 19.12.2013 в„– 2261р.
Выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений не допущено.
Доводы кассационной жалобы данные выводы не опровергают, кроме того, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах нижестоящих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Определенная законом компетенция муниципальных органов власти по вопросам местного значения, в том числе организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, выявлению бесхозяйных объектов, а также принятие администрацией распоряжения о передаче спорных объектов на обслуживание МУП электрических сетей, как и действия администрации по постановке спорных объектов на учет в качестве бесхозяйных, затраты на ремонт, не являются юридически значимыми в рамках рассматриваемого вещно-правового спора.
Указание в резолютивной части обжалуемого решения Арбитражного суда Красноярского края в описании месторасположения спорных объектов кадастрового номера земельного участка, который был снят с кадастрового учета, не свидетельствует о неисполнимости судебного акта, поскольку в его резолютивной части содержатся иные данные об имуществе, позволяющие с определенностью его идентифицировать.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края от 3 июля 2015 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2015 года по настоящему делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 3 июля 2015 года по делу в„– А33-24340/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.Н.БАНДУРОВ

Судьи
М.А.ПЕРВУШИНА
А.И.СКУБАЕВ


------------------------------------------------------------------