Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.10.2016 N Ф02-5380/2016 по делу N А19-19811/2015
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на административное здание, об обязании осуществить регистрацию права собственности.
Обстоятельства: Обществу отказано в государственной регистрации ввиду непредставления документов, подтверждающих факт создания административного здания.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не были представлены все необходимые для государственной регистрации документы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2016 г. по делу в„– А19-19811/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Машалайте О.И. (доверенность от 12.09.2016 в„– 92),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Сельстрой" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 мая 2016 года по делу в„– А19-19811/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Гурьянов О.П., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),

установил:

закрытое акционерное общество "Сельстрой" (ОГРН 1023802703748, ИНН 3836000062, с. Еланцы Иркутской области; далее - ЗАО "Сельстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа от 25.11.2015 в„– 11-37471 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра по Иркутской области, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности на административное здание (кадастровый номер 38:13:030104:542), расположенное по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, пос. Еланцы, ул. Гагарина, д. 2; об обязании осуществить регистрацию права собственности.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 мая 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Сельстрой" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что право собственности на административное здание возникло у общества в силу законности его приобретения; поскольку административное здание было построено до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязанность выдавать разрешение на строительство была возложена на органы государственного строительного контроля, городские и поселковые комитеты в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22.05.1940 в„– 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках"; факт предоставления в собственность общества земельного участка, расположенного под зданием, является признанием со стороны Еланцинского сельского Совета народных депутатов (органа, на который была возложена обязанность выдавать застройщикам разрешение на строительство) законности строительства здания.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Иркутской области считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), общество своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, ходатайствовало о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Управления Росреестра по Иркутской области в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 09.09.2015 ЗАО "Сельстрой" обратилось в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о регистрации права собственности на административное здание (кадастровый номер 38:13:030104:542), расположенное по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, пос. Еланцы, ул. Гагарина, 2. К заявлению обществом были приложены копия свидетельства государственной регистрации права 38 АЕ 238442 от 10.10.2013 на земельный участок с кадастровым номером 38:13:030102:15 и копия кадастрового паспорта на здание.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости год постройки административного здания 1969.
В ходе проведения правовой экспертизы регистрирующим органом были сделаны запросы в администрацию Еланцинского муниципального образования и Службу государственного строительного надзора Иркутской области (далее - Служба) с целью выяснения вопроса, является ли указанное здание объектом вспомогательного использования и требуется ли и выдавалось ли разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта, в связи с чем уведомлениями от 23.09.2015 и от 22.10.2015 государственная регистрация была приостановлена.
В течение срока приостановления государственной регистрации недостатки, препятствующие проведению государственной регистрации, устранены не были.Сообщением от 25.11.2015 в„– 11-37471 Управление Росреестра по Иркутской области в государственной регистрации права отказало на основании абзацев 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 01.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ввиду непредставления в полном объеме документов, необходимых для проведения государственной регистрации права, а именно: на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества.
ЗАО "Сельстрой", полагая, что названный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 01.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации).
Согласно пункту 2 статьи 16 названного Закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу пункта 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества (пункт 1 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации).
Судами установлено и заявителем не оспаривается, что разрешение на ввод вышеупомянутого объекта в эксплуатацию либо документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества, на государственную регистрацию заявителем не представлены, в связи с чем суды правомерно признали обоснованным отказ регистрирующего органа обществу в государственной регистрации права собственности на административное здание.
Довод заявителя кассационной жалобы со ссылкой на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2012 в„– 5698/12 о том, что факт предоставления в собственность общества земельного участка, расположенного под зданием, является признанием со стороны Еланцинского сельского Совета народных депутатов (органа, на который была возложена обязанность выдавать застройщикам разрешение на строительство) законности строительства здания, не может быть учтен, как несостоятельный и не соответствующий правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в названном Постановлении и основанной на иных фактических обстоятельствах, нежели установленные по данному конкретному делу.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 мая 2016 года по делу в„– А19-19811/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ


------------------------------------------------------------------