Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.09.2016 N Ф02-4142/2016 по делу N А10-5964/2015
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Обществу предписано произвести перерасчет по актам замера горячего водоснабжения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества как с исполнителя коммунальных услуг обязанности по оказанию коммунальных услуг надлежащего качества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Бурятия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2016 г. по делу в„– А10-5964/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 9 февраля 2016 года по делу в„– А10-5964/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Логинова Н.А., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Юго-Западное" (ОГРН 1050302700580, ИНН 0323123264, г. Улан-Удэ, далее - общество), уточняя и дополняя требования, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (далее - служба) о признании недействительным пункта 2 предписания от 21.09.2015 в„– 015/15-П.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 9 февраля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе служба ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на то, что общество, как исполнитель коммунальных услуг, заключив договор управления многоквартирным домом, обязано произвести перерасчет платы в случае оказания услуг ненадлежащего качества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 09.07.2016), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 23 августа по 30 августа 2016 года до 14 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте суда округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет управление многоквартирным домом в„– 5, расположенным в 113 квартале г. Улан-Удэ.
На основании жалобы жителя указанного дома службой проведена внеплановая проверка деятельности общества, в ходе которой было установлено, что в нарушение пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), управляющей организацией не было обеспечено предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
По результатам проверки составлен акт от 21.09.2015 в„– 015/15-А и выдано предписание от 21.09.2015 в„– 015/15-П, пунктом 2 которого обществу в срок до 01.10.2015 предписано произвести перерасчет по актам замера ГВС в период с 28.05.2015 до предоставления нормативных параметров.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя требования в части пункта 2 предписания, суды двух инстанций руководствовались частью 4 статьи 157, статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 101, подпунктом "г" пункта 31, пунктом 14, 67 Правил предоставления коммунальных услуг и исходили из того, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме утвержден порядок внесения платы за коммунальные услуги собственниками помещений непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в том числе ПАО "ТГК-14", в силу чего оснований для понуждения общества, не являющегося исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, произвести перерасчет не имеется.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за горячее водоснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Таким образом, общество на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Закрепление решением общего собрания этого порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по оказанию коммунальных услуг надлежащего качества.
В связи с изложенным вывод судов об отсутствии у общества статуса исполнителя коммунальных услуг является неправильным.
Общество, как исполнитель коммунальных услуг, должно было произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению путем изменения размера платы за данную услугу собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Правилами предоставления коммунальных услуг установлены требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг. Условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в Приложении в„– 1 к настоящим Правилам.
В пункте 5 Приложения в„– 1 к Правилам установлены требования к качеству коммунальной услуги "горячее водоснабжение": обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3°C.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
В материалы дела представлены акты управляющей организации от 28.05.2015, 03.09.2015, указывающие на то, что в момент их составления подача ГВС в квартиру в„– 70 многоквартирного дома осуществлялась с температурными показателями ниже, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг и СанПиН 2.1.4.2496-09.
В сущности, при рассмотрении дела факт оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества сторонами не оспаривался.
Как следует из заявления общества, обращаясь в суд, оно полагало, что несоблюдение требований к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению возникло по вине ресурсоснабжающей организации, и с учетом характера сложившихся правоотношений последняя отвечает за наступившие негативные последствия.
Разделом X Правил предоставления коммунальных услуг детально регламентирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, и он не содержит положений о недопустимости подтверждения поставки некачественного ресурса иными доказательствами, помимо акта проверки.
Между тем судами первой и апелляционной инстанции требования вышеприведенных правовых норм учтены не были и постановлены ошибочные выводы о незаконности оспариваемого пункта предписания.
Вывод суда первой инстанции о неисполнимости предписания несостоятелен, поскольку порядок перерасчета платы при оказании коммунальной услуги ненадлежащего качества определен нормативно (раздел IX Правил).
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене на основании части 1 части 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами при рассмотрении спора по существу установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора фактические обстоятельства, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 9 февраля 2016 года по делу в„– А10-5964/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2016 года по тому же делу отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Юго-Западное".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.И.ШЕЛЕГ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
Л.М.СОКОЛОВА


------------------------------------------------------------------