По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.03.2016 N Ф02-1057/2016 по делу N А19-10769/2015
Требование: О признании незаконными решений Фонда социального страхования РФ.
Обстоятельства: Оспариваемыми решениями не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, а также отказано в выделении средств на возмещение расходов на выплату страхового возмещения ввиду неправомерного применения обществом районного коэффициента 1,3.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество, обоснованно руководствуясь действующим законодательством, при определении размера пособий по обязательному социальному страхованию правомерно применяло районный коэффициент 1,3, с учетом которого начисляется заработная плата работникам данного общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. по делу в„– А19-10769/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Рудых А.И., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Ивановой Т.В. (доверенность от 11.01.2016),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (городской филиал в„– 5) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2015 года по делу в„– А19-10769/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Мусихина Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Рылов Д.Н.),
установил:
открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" (ОГРН 1023801428111, ИНН 3807002509; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062; далее - фонд, учреждение) о признании незаконными решений от 21.05.2015 в„– 31 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и в„– 138 о выделении (отказе в выделении) средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового возмещения в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 219 887 рублей; о взыскании 6 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2015 года по тому же делу, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит их отменить, принять судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Как следует из кассационной жалобы, в связи с тем, что пособия по обязательному социальному страхованию выплачиваются застрахованным лицам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, являющихся федеральной собственностью, и их расходование регулируется исключительно нормативными актами Российской Федерации, возмещению подлежат расходы по выплате государственных социальных пособий, исчисленных с учетом районного коэффициента, установленного нормативными актами органов государственной власти СССР или федеральных органов власти Российской Федерации. Общество вправе выплачивать своим работникам пособия по обязательному социальному страхованию с применением районного коэффициента 1,3. При этом дополнительные 10 процентов должны выплачиваться обществом за счет собственных средств.
В отзыве на кассационную жалобу общество, не соглашаясь с доводами фонда, указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведения камеральной проверки общества на предмет правильности осуществления расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 учреждением приняты вышеуказанные решения от 21.05.2015 в„– 31 и в„– 138.
Основанием для принятия данных решений послужил вывод фонда о неправомерном применении обществом районного коэффициента 1,3 при начислении пособий при рождении ребенка, социальных пособий на погребение, ежемесячных пособий по уходу за ребенком, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.
Полагая свои права и законные интересы нарушенными данными решениями, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями о признании их недействительными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 в„– 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 в„– 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 в„– 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 в„– 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (действовавшего до 27.06.2011) исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено было право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Главой администрации Иркутской области во исполнение вышеназванного нормативного акта принято постановление в„– 9, согласно которому с 01.01.1993 на территории районов и городов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского района, г. Тулуна и Тулунского района и работников ВСЖД, по которым приняты решения облисполкома и постановления главы администрации, г. Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского района, где установлен коэффициент 1,6, г. Братска, Братского района, где установлен коэффициент 1,4) установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3.
Законность указанного нормативного акта была предметом проверки в судебном порядке. Решением Иркутского областного суда от 07.12.2007, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2008 года в„– 66-Г08-1, оспариваемые положения постановления в„– 9 признаны не противоречащими федеральному закону.
Учитывая приведенное правовое регулирование, суды пришли к правильным выводам о том, что общество, обоснованно руководствуясь действующим законодательством, в том числе нормативным правовым актом Иркутской области, при определении размера пособий по обязательному социальному страхованию правомерно применяло районный коэффициент 1,3, с учетом которого начисляется заработная плата работникам данного общества.
Следовательно, выводы судов о наличии правовых оснований для признания оспариваемых решений фонда недействительными являются правомерными и обоснованными.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, оспаривающие данные выводы судов, основаны на ошибочном толковании заявителем вышеприведенных норм материального права, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2015 года по делу в„– А19-10769/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
Судьи
А.И.РУДЫХ
А.А.СОНИН
------------------------------------------------------------------