По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.04.2016 N Ф02-1388/2016 по делу N А19-16683/2014
Требование: О взыскании убытков, понесенных в связи с обеспечением инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления ссылается на то, что расходы, понесенные в связи с исполнением судебных актов, не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и являются для него убытками.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отнесение расходов по осуществлению полномочий органов государственной власти субъекта РФ к расходным обязательствам РФ противоречит ст. 84 Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, орган местного самоуправления за выделением денежных средств на приобретение жилья инвалидам ни к ответчику, ни к третьему лицу не обращался.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2016 г. по делу в„– А19-16683/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Качукова С.Б., Тютриной Н.Н.,
с участием представителей: Министерства финансов Иркутской области Кузаковой М.Ю. (доверенность от 28.12.2015, служебное удостоверение), администрации города Иркутска Серебренниковой Е.А. (доверенность от 06.10.2015, паспорт) и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области Григорук Н.В. (доверенность в„– 19-24/53 от 01.02.2016, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - Министерства финансов Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2015 года по делу в„– А19-16683/2014 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Гречаниченко А.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271; г. Иркутск, далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) за счет средств казны Российской Федерации 6 679 000 рублей убытков, понесенных в связи с обеспечением инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2015 года решение от 22 апреля 2015 года отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Министерство финансов Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которых, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, должно осуществляться за счет федерального бюджета.
В судебном заседании суда округа представитель Министерства финансов Иркутской области доводы кассационной жалобы и дополнения к ней поддержала в полном объеме и просила постановление апелляционного суда от 25.12.2015 отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В возражениях на кассационную жалобу представители администрации и Минфина России с позицией заявителя жалобы не согласились, ссылаясь на законность и обоснованность постановления апелляционного суда, полное и всестороннее исследование и оценку им имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование о взыскании убытков, возникших в результате исполнения органом местного самоуправления государственных полномочий - предоставления по решению суда жилого помещения гражданам-инвалидам.
Как установлено судами двух инстанций, на основании решений Кировского районного суда города Иркутска от 25 июля 2012 года, 04 апреля 2013 года, 04 сентября 2013 года, 22 апреля 2014 года на администрацию города Иркутска возложена обязанность по предоставлению гражданам, являющимся инвалидами и имеющими диагноз, входящий в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 в„– 378 (далее - Перечень в„– 378) Гладышеву В.Е., Панову В.Е., Масовец Л.Н., Горбунову Ю.М., во внеочередном порядке жилых помещений, благоустроенных применительно к условиям города Иркутска, отвечающих предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящихся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 18 кв. м.
Во исполнение указанных решений администрацией города Иркутска за счет средств бюджета города Иркутска заключены договоры купли-продажи жилых помещений на общую сумму 6 679 000 рублей; с названными гражданами заключены договоры социального найма.
Ссылаясь на то, что расходы, понесенные в связи с исполнением судебных актов, не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и являются для него убытками, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что компенсация расходов должна производиться за счет средств федерального бюджета, поскольку обязанность по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлена федеральным законодателем.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, исходил из недоказанности истцом наличия совокупности условий, необходимых для взыскания убытков с Российской Федерации.
Суд округа считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Закона о социальной защите инвалидов под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. При этом из положений этого Закона следует, что к системе мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, относятся, в том числе, мероприятия по обеспечению их жилыми помещениями.
Статьей 17 названного Закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого Закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из содержания указанных выше нормативных актов и разъяснений следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд округа считает, что апелляционный суд правомерно отказал в иске к Российской Федерации, так как отнесение расходов по осуществлению полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2015 года в„– 309-ЭС15-5872, от 14 декабря 2015 года в„– 309-ЭС15-11321, от 21 декабря 2015 года в„– 309-ЭС15-11320, от 29 января 2016 года в„– 303-ЭС15-12721, от 2 марта 2016 года в„– 309-ЭС15-14045.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что администрация города Иркутска за выделением денежных средств на приобретение жилья инвалидам ни к ответчику, ни к третьему лицу не обращалась.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2015 года по настоящему делу принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2015 года по делу в„– А19-16683/2014 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В.БЕЛОНОЖКО
Судьи
С.Б.КАЧУКОВ
Н.Н.ТЮТРИНА
------------------------------------------------------------------