Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.08.2016 N Ф02-4470/2016 по делу N А33-17333/2015
Требование: О признании недействительным пункта представления органа финансово-бюджетного надзора.
Обстоятельства: Оспариваемым представлением учреждение обязано принять меры, направленные на устранение нарушения бюджетного законодательства, выразившееся в расходовании учреждением субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи не по целевому назначению.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт расходования учреждением субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи на дополнительную оплату труда лиц, непосредственно не оказывающих такую помощь.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2016 г. по делу в„– А33-17333/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Соколовой Л.М., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Шишкиной И.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Чанчиковой И.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Красноярск) Берлицкой Н.А. (доверенность от 27.07.2016), Голикова Д.В. (доверенность от 17.09.2015); Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю Мункуевой Д.А. (доверенность от 06.05.2016), Наумовой М.М. (доверенность от 23.08.2016),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2015 года по делу в„– А33-17333/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Иванова Е.А.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Морозова Н.А., Юдин Д.В.),

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Красноярск, ИНН 2466228533, ОГРН 1102468014824, далее - ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее - ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае, Управление) о признании недействительным пункта 1 представления в„– 06-14-70 от 16.07.2015.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2016 года решение суда от 30 декабря 2015 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права; считает, что у судов не было оснований для приравнивания работников, обеспечивающих оказание высокотехнологической медицинской помощи, к работникам, непосредственно оказывающим эту помощь; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае считает ей доводы необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае просят оставить судебные акты без изменения.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании приказа ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае в„– 70-у от 20.03.2015 Управлением в период с 27.04.2015 по 27.05.2015 проведена выездная проверка использования ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России в 2014 году средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на выполнение государственного задания, бюджетных инвестиций и субсидий на иные цели.
По результатам проверки вынесено представление в„– 06-14-70 от 16.07.2015, в пункте 1 которого отражены нарушения учреждением пункта 1 части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 в„– 1278 "Об утверждении Правил финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в федеральных государственных бюджетных и автономных учреждениях за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации, в 2014 году", приказа Минфина Российской Федерации от 21.12.2012 в„– 171н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", что выразилось в расходовании учреждением субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи не по целевому назначению в общей сумме 29 068 925 рублей 92 копейки.
Управление обязало учреждение рассмотреть информацию об указанных нарушениях бюджетного законодательства и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, принять меры по устранению причин и условий их выявления в течение 30 календарных дней с момента получения представления.
ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением, оспаривая законность пункта 1 представления.
Отказывая "ФЦССХ" Минздрава России в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанции исходили из того, что учреждение не по целевому назначению израсходовало в 2014 году сумму 29 068 925,92 рублей из средств, выделенных ему Минздравом Российской Федерации на финансовое обеспечение высокотехнологических видов медицинской помощи.
Как указали суды, субсидии, выделенные ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (на так называемые иные цели), имеют строго целевой характер и направлены на дополнительную оплату труда лицам, обеспечивающим оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Выводы судов основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абзац 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абзац 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 в„– 1278 утверждены Правила финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в федеральных государственных бюджетных и автономных учреждениях за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации, в 2014 году (далее - Правила в„– 1278).
Согласно пункту 2 названных Правил финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи в государственных учреждениях осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период Министерству здравоохранения Российской Федерации на указанные цели, в виде субсидий, предоставляемых государственным учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в дополнение к осуществляемому в установленном порядке финансовому обеспечению государственного задания на оказание ими специализированной медицинской помощи.
В соответствии с приложением в„– 1 "Перечень субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат, и цели их предоставления" к приказу Минздрава России от 29.01.2013 в„– 37н "Об утверждении Правил предоставления в 2013-2015 годах из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ)" целью предоставления субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи является "финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи гражданам Российской Федерации в федеральных государственных бюджетных учреждениях, оказывающих медицинскую помощь, подведомственных Минздраву России".
В 2014 году ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России выделены целевые субсидии в общей сумме 1 033 866 300 рублей, из них: субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи (КБК 056.0901.0122009.612) в сумме 1 027 648 500 рублей.
С учетом названного правового регулирования предоставления субсидий на иные цели (в порядке абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) учреждению из средств федерального бюджета была предоставлена субсидия, в том числе на дополнительную оплату труда лиц, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь (врачей - специалистов и медицинских работников).
Суды правомерно не включили в указанный выше круг работников, отнесенных учреждением к 3 категории (администрация, канцелярия, планово-экономический отдел и другие).
Как правильно указали в этой связи суды, сотрудники учреждения, занимающие должности, отнесенные к 3 категории, не имеют квалификации, необходимой для выполнения работ по профилактике, диагностике и лечению заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий; выполнение указанных работ не предусмотрено должностными инструкциями сотрудников 3 категории.
В кассационной жалобе учреждение, возражая против этих выводов судов, приводит толкование законодательства об основах оказания медицинской помощи и о лицензировании медицинской деятельности, которое, по его мнению, свидетельствует о том, что понятие "работники, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь" не может быть сведено только к работникам, непосредственно оказывающим эту помощь.
Между тем цели, на которые могут быть использованы рассматриваемые субсидии, предусмотренные абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как это и указано выше, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил в„– 1278 на спорный период - 2014 год определены цели такого финансирования: это финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам России в федеральных государственных бюджетных учреждениях.
При таких условиях следует признать, что суды правильно применили нормы бюджетного законодательства, усмотрев расходование учреждением субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи в 2014 году не по целевому назначению (на дополнительную оплату труда лиц, непосредственно не оказывающих такую помощь).
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что названные выше субсидии (на иные цели) предоставлялись учреждению в 2014 году в дополнение к финансовому обеспечению государственного задания на оказание учреждением специализированной медицинской помощи (то есть на цели, предусмотренные абзацем 1 пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), проверены.
Как было установлено ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае и судами, субсидия на иные цели (на финансирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи) из средств федерального бюджета не могла быть направлена на цели, не обозначенные при выделении конкретной суммы на 2014 год, в связи с чем расходование ее на другие цели (дополнительную оплату труда работников, не оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь) является нарушением бюджетного законодательства.
Приказом Минздрава России от 07.02.2014 в„– 64н учреждению утвержден объем высокотехнологичной медицинской помощи по 10 профилям сердечно-сосудистой хирургии, оказываемой за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации, в количестве 3 900 пролеченных больных, в том числе 320 детей.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2015 года по делу в„– А33-17333/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи
Л.М.СОКОЛОВА
Д.И.ШЕЛЕГ


------------------------------------------------------------------