Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2016 N Ф02-1681/2016 по делу N А19-6069/2015
Требование: О признании недействительным договора аренды, применении последствий недействительности сделки в виде обязания возвратить лесной участок.
Обстоятельства: Истец полагает, что в инвестиционный проект освоения лесов внесены изменения с нарушением установленной процедуры, что влечет необходимость проведения аукциона при передаче участка в аренду.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истцом не представлено доказательств того, что ответчики действовали с противоправной целью в обход закона посредством дополнительного выделения без аукциона таких объемов лесных участков, при которых происходит существенное отклонение от экономических параметров действующего приоритетного инвестиционного проекта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2016 г. по делу в„– А19-6069/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Бандурова Д.Н., Палащенко И.И.,
при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Группа "Илим" Зязиной М.В. (доверенность в„– 17/16 от 25.01.2016), Правительства Иркутской области Дульской И.В. (доверенность в„– 02-09-231/16 от 13.04.2016), Агентства лесного хозяйства Иркутской области Попеско Д.Ю. (доверенность в„– 187 от 05.04.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таргиз-Гео" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 ноября 2015 года по делу в„– А19-6069/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Пенюшов Е.С., апелляционный суд: Бушуева Е.М., Скажутина Е.Н., Юдин С.И.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Таргиз-Гео" (ОГРН 1092468024384, ИНН 2465223074, город Красноярск, далее - ООО "Таргиз-Гео") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (далее - агентство) и открытому акционерному обществу "Группа "Илим" (ОГРН 5067847380189, ИНН 7840346335, город Санкт-Петербург, далее - ОАО "Группа "Илим", общество) с иском о признании недействительным договора аренды лесного участка в„– 91-72/12 от 18.05.2012, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ОАО "Группа "Илим" в течение 10 дней с момента вступления в силу судебного акта возвратить лесной участок, переданный по недействительной сделке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Правительство Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 ноября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2016 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило указанные судебные акты отменить, принять по делу судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов об отказе удовлетворении заявленных требований не основаны на правильном применении норм действующего законодательства и противоречат фактическим обстоятельствам настоящего спора, поскольку лесной участок предоставлен в аренду в нарушение статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и не относится к участкам, переданным обществу в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Группа "Илим", не соглашаясь с доводами заявителя, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители участвующих в деле лиц полагали выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, в связи с чем просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения в силу неправомерности изложенных в ней доводов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов, распоряжением администрации Иркутской области от 29.08.2008 в„– 264-ра (далее - распоряжение в„– 264-ра) утверждена заявка на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ОАО "Группа "Илим".
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09.10.2008 в„– 190 (далее - Приказ в„– 190) проект в области освоения лесов ОАО "Группа "Илим" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 26.12.2011 в„– 452-рп (далее - распоряжение в„– 452-рп) внесены изменения в распоряжение в„– 264-ра, согласно которым лесной участок, впоследствии арендованный ОАО "Группа "Илим" на основании договора в„– 91-72/12 от 18.05.2012, определен как подлежащий передаче в аренду при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что исключает в силу положений части 3 статьи 74 ЛК РФ обязательность проведения для совершения сделки аренды процедуры аукциона.
Полагая, что при определении лесного участка, являющегося объектом договора аренды в„– 91-72/12 от 18.05.2012, в инвестиционный проект освоения лесов внесены изменения с нарушением процедуры внесения таких изменений, что исключает относимость лесного участка к проекту освоения лесов и влечет необходимость проведения аукциона при передаче его в аренду, ООО "Таргиз-Гео" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу пункта 2 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов регламентирован Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 в„– 419 (далее - Положение в„– 419).
При этом, законодательством об инвестиционной деятельности в области освоения лесов в Российской Федерации, в том числе вышеупомянутым Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (в редакции действующей на момент включения спорного лесного участка распоряжением в„– 452-рп в перечень лесных участков при реализации инвестиционного проекта), порядок внесения изменений в инвестиционный проект, прошедший все этапы согласования, утверждения и внесения в перечень приоритетных проектов, не был предусмотрен и не получил соответствующей регламентации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 в„– 450 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" пункт 18 Положения в„– 419 дополнен абзацем, согласно которому внесение изменений в инвестиционный проект осуществляется в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.12.2011 в„– 1755 утвержден Порядок внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, который вступил в законную силу с 16.03.2012.
Следовательно, на момент обращения ОАО "Группа "Илим" с заявкой о необходимости предоставления дополнительных лесных участков в рамках утвержденного приоритетного инвестиционного проекта и принятия распоряжения в„– 452-рп процедура внесения изменений в инвестиционный проект законодательно регламентирована не была.
При указанных обстоятельствах и в отсутствие правовой обязанности соблюдения процедуры подачи заявки для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов, предусмотренной постановлением Администрации Иркутской области от 30.06.2008 в„– 174-па "О Порядке отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", в рассматриваемом случае предоставления обществу лесного участка - объекта договора аренды в„– 91-72/12 от 18.05.2012, суды пришли к законным и обоснованным выводам о том, что нарушений действующего законодательства при передаче лесного участка в аренду ОАО "Группа "Илим" по оспариваемому договору не допущено.
Кроме того, ООО "Таргиз-Гео" в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ответчики действовали с противоправной целью в обход закона посредством дополнительного выделения без аукциона таких объемов лесных участков, при котором происходит существенное отклонение от экономических параметров действующего приоритетного инвестиционного проекта ОАО "Группа "Илим".
При этом судами правильно указано, что избранный истцом способ защиты не приведет к восстановлению права истца на участие в аукционе на право заключение договора аренды спорного лесного участка, поскольку для организации процедуры аукциона агентством требуется выполнение административной процедуры, установленной Приказом Министерства лесного хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009 в„– 75, что исключается самим фактом резервирования спорного участка лесного фонда для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции как несостоятельные.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 ноября 2015 года по делу в„– А19-6069/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ЛЕВОШКО

Судьи
Д.Н.БАНДУРОВ
И.И.ПАЛАЩЕНКО


------------------------------------------------------------------