Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.06.2016 N Ф02-2884/2016 по делу N А78-6785/2015
Требование: О признании недействительным требования о восстановлении суммы нецелевого использования средств и уплате штрафа.
Обстоятельства: Уполномоченный орган снизил сумму нецелевого использования средств, сумму штрафа, о чем проинформировал учреждение письмом, содержащим требование о восстановлении данных средств и уплате штрафа в уточненных размерах.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку учреждение оказывало медицинские услуги в сфере обязательного медицинского страхования на основании договоров, в связи с чем обязано было использовать полученные денежные средства в соответствии с программой обязательного медицинского страхования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Забайкальского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2016 г. по делу в„– А78-6785/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степаненко Р.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителей: Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть в„– 107 Федерального медико-биологического агентства России" - Белоусова С.В. (доверенность от 25.05.2016) и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края - Голубенко А.Г. (доверенность от 11.01.2016), Ямановой Н.Б. (доверенность от 11.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть в„– 107 Федерального медико-биологического агентства России" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 октября 2015 года по делу в„– А78-6785/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Клишина Ю.Ю.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Рылов Д.Н.),

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть в„– 107 Федерального медико-биологического агентства России" (ОГРН 1027501068748, ИНН 7530000094, далее - ФГБУЗ МСЧ в„– 107, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Забайкальского края (далее - Территориальный фонд или ТФОМС Забайкальского края) о признании недействительным требования от 24.02.2015 в„– 361.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 октября 2015 года по делу в„– А78-6785/2015, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований учреждению отказано.
ФГБУЗ МСЧ в„– 107, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просить обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указано в кассационной жалобе, заявитель не согласен с выводом судов о доказанности факта нецелевого использования денежных средств со стороны заявителя.
Учреждение полагает, что отсутствие решений врачебной комиссии о назначении лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, позицию судов не подтверждает. При этом в ходе проверки и рассмотрения дела судами двух инстанций не исследовались медицинские карты стационарных больных.
Кроме того, по мнению учреждения, судами не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что ТФОМС Забайкальского края в суде первой инстанции подтвердило, что представленные ФГБУЗ МСЧ в„– 107 в ходе рассмотрения дела документы подтверждают целевое использование денежных средств на сумму 16 352 рубля 32 копейки.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальный фонд заявил о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании представители учреждения и Территориального фонда поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ТФОМС Забайкальского края проведена плановая комплексная проверка деятельности ФГБУЗ МСЧ в„– 107 за 2013 - 2014 годы.
По итогам проведенной проверки выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 289 930 рублей 87 копеек, что отражено в акте проверки от 05.02.2015.
Не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки, ФГБУЗ МСЧ в„– 107 10.02.2015 представило в ТФОМС Забайкальского края возражения на акт проверки, по результатам рассмотрения которых, Территориальный фонд снизил сумму нецелевого использования средств до 203 825 рублей 09 копеек, сумму штрафа до 20 382 рублей 51 копейки, о чем проинформировал учреждение письмом от 24.02.2015 в„– 361, содержащим требование о восстановлении указанных средств и уплате штрафа в уточненных размерах.
Не согласившись с указанным требованием, ФГБУЗ МСЧ в„– 107 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал учреждению в удовлетворении требований, установив факт нецелевого использования денежных средств со стороны заявителя.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закреплен в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Под нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании) участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В соответствии со статьей 13, пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона об обязательном медицинском страховании, пунктами 2, 17, 23 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом ФФОМС от 16.04.2012 в„– 73 (далее - Положение), территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также осуществляют контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводят соответствующие проверки и ревизии.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании).
Исходя из части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суды правильно применили указанные нормы права, а также положения пункта 5 части 2 статьи 20, статей 35, 36, 37 Закона об обязательном медицинском страховании, пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статей 10, 11, 19, 33, 37 (части 5), 80 (частей 2, 3) Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1074, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.12.2012 в„– 560, и пришли к обоснованному выводу о том, что структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется базовой программой обязательного медицинского страхования и устанавливается Законом об обязательном медицинском страховании. В свою очередь территориальная программа обязательного медицинского страхования определяет структуру тарифа на территории субъекта Российской Федерации и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования. При этом расходование средств ОМС является строго целевым, то есть соответственно условиям территориальной программы обязательного медицинского страхования и расходам, включенным в структуру тарифа.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что учреждение оказывало медицинские услуги в сфере обязательного медицинского страхования на основании договоров, заключенных с ГУП Забайкальского края ГСМК "Забайкалмедстрах", Филиал Читинский ЗАО "СГ "Спасские ворота-М", в связи с чем обязано было использовать полученные денежные средства в соответствии с программой обязательного медицинского страхования.
Судами также установлено, что учреждение в проверенном периоде за счет средств целевого финансирования приобрело лекарственные средства на сумму 203 825 рублей 09 копеек, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и не подтвержденные протоколами врачебной комиссии по рациональному назначению лекарственных препаратов, утвержденной приказами начальника ФГБУЗ МСЧ в„– 107.
Доводы учреждения о представлении с повторными возражениями на акт плановой комплексной проверки протоколов комиссии по рациональному назначению лекарственных средств на 17 листах, а также о представлении в суд первой инстанции медицинских карт с приложением протоколов комиссии (в том числе и на сумму 16 352 рубля 32 копейки), обоснованно отклонены судами в обжалуемых судебных актах со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела.
Выводы судов соответствуют нормам права, имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 октября 2015 года по делу в„– А78-6785/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.Д.ЗАГВОЗДИН

Судьи
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
А.И.РУДЫХ


------------------------------------------------------------------