По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.05.2016 N Ф02-1714/2016 по делу N А33-9553/2015
Требование: О признании недействительным предписания службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок.
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием министерству предписано принять меры к устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, выразившихся в неосуществлении прекращения предоставления социальных выплат получателям, утратившим право их на получение.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в представленных службой документах не указано на необходимость прекращения социальных выплат, каких-либо документов и сведений, подтверждающих наличие оснований для прекращения социальных выплат, в министерство не поступало.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2016 г. по делу в„– А33-9553/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М.Ю.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Данекина Л.А., помощник судьи Тихова М.С.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей:
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края: Васильева В.И. (доверенность от 18.01.2016), Епифанова И.О. (доверенность от 18.01.2016);
Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края: Глухих Е.Д. (доверенность от 28.04.2016), Казимирской Н.П. (доверенность от 22.03.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2015 года по делу в„– А33-9553/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 января 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Крицкая И.П., суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Морозова Н.А., Юдин Д.В.),
установил:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее - Служба) о признании недействительным предписания от 25.03.2015 в„– СД/0289.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 января 2016 года, заявленное требование удовлетворено.
Служба обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотиву нарушения судами норм права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В качестве доводов кассационной жалобы Служба ссылается на законность оспариваемого предписания, полагает ошибочными выводы судов об отсутствии у Министерства полномочий по осуществлению контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств и ответственности за реализацию подпрограммы "Повышение доступности ипотечного кредитования в Красноярском крае"; указывает на обязанность Министерства принять решение о прекращении предоставления социальной выплаты гражданам при не поступлении в установленный срок соответствующих документов из Красноярского краевого фонда жилищного строительства (далее - Фонд), который не обладает полномочиями по оценке наличия оснований прекращения социальных выплат. Такая обязанность Министерства следует из трехсторонних договоров, заключенных с получателями социальной выплаты.
По мнению Службы, судами не применены пункты 3.49, 3.51 Положения о Министерстве; отсутствие указанных в акте проверки копий первичных документов (справок с места работы), не свидетельствует о нарушении порядка проведения проверки.
Кроме того Служба считает несостоятельными выводы судов о том, что действие Закона Красноярского края от 20.03.2014 в„– 6-2179 "О внесении изменений в статьи 1 и 3 Закона Красноярского края от 02.10.2008 в„– 7-2176", установившего дополнительное основание для прекращения предоставления социальной выплаты, не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу данного закона - 20.04.2014.
Служба также указала на отсутствие у Фонда оснований для направления в Министерство списков на прекращение выплат в случае изменения состава семьи получателей таких выплат.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В порядке, предусмотренном абзацем вторым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное разбирательство отложено с 19 апреля на 04 мая 2016 года до 12 часов 40 минут.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено, что Служба по результатам плановой выездной проверки исполнения государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края" за 2014 год пришла к выводу о допущенных Министерством нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
По мнению Службы, указанное выразилось в следующем.
В нарушение требований пункта 4 статьи 154, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона Красноярского края от 17.12.2004 в„– 13-2769 "О социальных выплатах по погашению процентной ставки по кредитам, привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий", пунктов 8, 13 Порядка предоставления, изменения размера, подтверждения права на получение, приостановления предоставления и прекращения предоставления социальных выплат для оплаты процентной ставки по кредитам, привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края в российских кредитных организациях на улучшение жилищных условий, утвержденного постановлением Совета администрации Красноярского края от 18.02.2005 в„– 60-п (далее - Порядок в„– 60-п), пункта 3.1.2 Приложения в„– 2 к Порядку в„– 60-п, Министерство не осуществило прекращение предоставления социальных выплат при несоблюдении получателями таких выплат в течение двух отчетных периодов требований, предусмотренных пунктом 3.6.2 трехстороннего договора, заключенного между Министерством, кредитной организацией и получателем социальной выплаты, а именно непредставление в установленные сроки документа, удостоверяющего место работы, должность, стаж, что повлекло неправомерное (незаконное) использование средств краевого бюджета в сумме 548 534, 64 рубля (далее - первое нарушение).
В нарушение требований пункта 4 статьи 154, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 5 статьи 3 Закона Красноярского края от 02.10.2008 в„– 7-2176 "О предоставлении социальных выплат на оплату процентной ставки по кредитам (займам), привлеченным гражданами, имеющими четверых и более детей, на улучшение жилищных условий", пункта 13 Порядка предоставления, пересмотра размера и прекращения предоставления социальных выплат для оплаты процентной ставки по кредитам (займам), привлеченным гражданами, имеющими четверых и более детей, на улучшение жилищных условий, и типовой формы договора о предоставлении социальной выплаты для оплаты процентной ставки по кредиту (займу), привлеченному гражданином, имеющим четверых и более детей, на улучшение жилищных условий (или рефинансирование кредита (займа), для оплаты процентной ставки по которому предоставлена социальная выплата), утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 08.06.2009 в„– 293-п, Министерство не осуществило прекращение социальной выплаты при изменении состава семьи получателя социальной выплаты, в результате которого на его воспитании оставалось менее четырех детей (прекращение опеки (попечительства), достижение ребенком, за исключением ребенка инвалида с детства, восемнадцатилетнего возраста либо возраста двадцати трех лет в случае его обучения по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, иные обстоятельства, влекущие уменьшение количества детей, находящихся на воспитании), что привело к неправомерному (незаконному) использованию средств краевого бюджета в 2014 году в общей сумме 68 274, 47 рублей (далее - второе нарушение).
Служба выдала предписание от 25.03.2015 в„– СД/0289, согласно которому Министерству надлежит в тридцатидневный срок принять меры к устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства (пункт 1), возместить в краевой бюджет ущерб, причиненный в результате неправомерно (незаконно) использованных средств в сумме 616 809, 11 рублей (пункт 2), в целях исключения неправомерных (незаконных) расходов по предоставлению социальных выплат назначить ответственных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением получателями условий заключенных договоров и своевременным прекращением оказания государственной поддержки в соответствии с нормами действующего законодательства (пункт 3).
Арбитражные суды двух инстанций признали по заявлению Министерства указанное предписание недействительным, поскольку исходили из несоответствия оспариваемого предписания требованиям закона и иным нормативным правовым актам и нарушении таким предписанием прав и законных интересов Министерства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами судов по данному делу.
Согласно положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200); арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным (часть 2 статьи 201).
Правильно применяя нормы процессуального права, суды двух инстанций обоснованно руководствовались при разрешении спора сторон нормативными правовыми актам, регулирующими бюджетные правоотношения, - положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениями вышеуказанных и иных нормативных правовых актов Красноярского края о социальных выплатах из бюджета Красноярского края определенным категориям граждан.
Приведенные нормативные правовые акты Красноярского края с учетом статьи 266, 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 43 Закона Красноярского края от 18.12.2008 в„– 7-2617 "О бюджетном процессе в Красноярском крае", пункта 2 раздела 2.4 подпрограммы "Повышение доступности ипотечного кредитования в Красноярском крае" на 2014 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 в„– 514-п (далее - Подпрограмма), не предусматривают полномочий Министерства по осуществлению контроля за целевым и эффективным расходованием средств краевого бюджета при предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан. В этой связи суды обоснованно признали, что сам по себе факт определения Министерства в указанных правоотношениях главным распорядителем средств краевого бюджета не свидетельствует о наличии у Министерства полномочий по финансовому контролю. В данных правоотношениях, как обоснованно указали суды, на Министерство возложена обязанность контролировать выполнение подпрограммных мероприятий, выявлять несоответствие результатов реализации мероприятий результатам, предусмотренным подпрограммой, устанавливать причины их невыполнения.
Согласно пункту 2.3 Подпрограммы механизм реализации данной подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан участникам подпрограммы при уплате кредита (займа) на приобретение жилого помещения (строительство индивидуального жилого дома на территории Красноярского края) путем предоставления им социальных выплат.
Мероприятием 1 указанного пункта Подпрограммы предусматривается возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном Законом Красноярского края от 17.12.2004 в„– 13-2769 "О социальных выплатах по погашению процентной ставки по кредитам, привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий" (далее - Закон в„– 13-2769), постановлением Совета администрации Красноярского края от 18.02.2005 в„– 60-п "Об утверждении Порядка предоставления, изменения размера, подтверждения права на получение, приостановления предоставления и прекращения предоставления социальных выплат для оплаты процентной ставки по кредитам, привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края в российских кредитных организациях на улучшение жилищных условий" (далее - Порядок в„– 60-п).
Служба указала, что первое нарушение выразилось в непрекращении социальных выплат при несоблюдении их получателями в течение двух отчетных периодов требований, предусмотренных пунктом 3.6.2 трехстороннего договора, заключенного между Министерством, кредитной организацией и получателем социальной выплаты - в установленные сроки получатели не представили документы, удостоверяющие место работы, должность, стаж, что повлекло неправомерное (незаконное) использование средств краевого бюджета.
Служба полагает, что при непредставлении указанных документов Министерство обязано было прекратить предоставление социальных выплат, в обоснование своей позиции ссылается на представленные в Министерство повторные списки на приостановление выплат.
Пунктами 6, 7, 8, 8.1 Порядка в„– 60-п установлены условия предоставления социальной выплаты, согласно которым обязанности по сбору документов, удостоверяющих место работы, должность, стаж, подтверждающих целевое использование кредитных средств и уплату процентов по кредитному договору, уведомление Министерства о подтверждении получателями целевого использования кредитных средств с указанием подтвержденной суммы возлагается на Фонд.
Основания для прекращения предоставления социальной выплаты установлены пунктом 4 статьи 4 Закона в„– 13-2769 и пунктом 13 Порядка в„– 60-п.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе письма Фонда от 15.01.2014 в„– 28, от 10.04.2014 в„– 529, от 09.07.2014 в„– 395, от 21.08.2014 в„– 8, от 07.10.2014 в„– 1443, приказ Службы от 12.01.2015 в„– 5п о проведении проверки, акт проверки от 13.02.2015, пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Министерства оснований для прекращения предоставления социальных выплат, поскольку в предоставленных Фондом документах не указано на необходимость прекращения таких выплат. Каких-либо документов и сведений, подтверждающих наличие оснований для прекращения социальных выплат, в Министерство в установленном приведенными нормами права порядке не поступало.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, Службой не представлено.
Довод Службы о возможности Министерства установить наличие соответствующих оснований и прекратить социальные выплаты в соответствии с трехсторонними договорами не основан на содержании таких договоров.
В отношении второго нарушения судами установлено, что законодательством Красноярского края предусмотрена возможность возмещения за счет краевого бюджета части процентной ставки по кредитам (займам), привлеченным в российских кредитных организациях гражданами, имеющими четверых и более детей, на улучшение жилищных условий в соответствии с Законом Красноярского края от 02.10.2008 в„– 7-2176 "О предоставлении социальных выплат на оплату процентной ставки по кредитам (займам), привлеченным гражданами, имеющими четверых и более детей, на улучшение жилищных условий" (далее - Закон в„– 7-2176) и постановлением Правительства Красноярского края от 08.06.2009 в„– 293-п "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат для оплаты процентной ставки по кредитам (займам), привлеченным гражданами, имеющими четверых и более детей, на улучшение жилищных условий, и типовой формы договора о предоставлении социальной выплаты для оплаты процентной ставки по кредиту (займу), привлеченному гражданином, имеющим четверых и более детей, на улучшение кредитных условий" (далее - Порядок 293-п).
Подпунктом "в" пункта 5 статьи 3 Закона в„– 7-2176 в качестве основания для прекращения предоставления социальной выплаты предусмотрено изменение состава семьи получателя социальной выплаты, в результате которого на его воспитании остается менее четырех детей (прекращение опеки (попечительства), достижение ребенком, за исключением ребенка инвалида с детства, восемнадцатилетнего возраста либо возраста двадцати трех лет в случае его обучения по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, иные обстоятельства, влекущие уменьшение количества детей, находящихся на воспитании).
При этом из пункта 14 Порядка в„– 293-п следует, что основанием для принятия Министерством решения о прекращении предоставления социальной выплаты гражданину является указание данного получателя в списке на прекращение выплаты.
Судами установлено и Службой не опровергнуто, что в Министерство не поступали документы о прекращении предоставления социальной выплаты по вышеуказанному основанию, следовательно, Служба не доказала нарушение Министерством норм бюджетного законодательства.
Выводы судов относительно неприменения подпункта "в" пункта 5 статьи 3 Закона в„– 7-2176 (в редакции Закона Красноярского края от 20.03.2014 в„– 6-2179 "О внесении изменений в статьи 1 и 3 Закона Красноярского края от 02.10.2008 в„– 7-2176") к конкретным обстоятельствам данного дела и возражения Службы относительно таких выводов с учетом пункта 14 Порядка в„– 293-п не имеют правового значения для правильного рассмотрения возникшего спора.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2015 года по делу в„– А33-9553/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 января 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА
------------------------------------------------------------------