Типы документов



Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.05.2016 N Ф02-2139/2016 по делу N А33-10602/2015
Требование: О признании незаконными решения антимонопольного органа и бездействия в части непринятия мер по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Обстоятельства: Оспариваемым решением бездействие уполномоченного органа, выразившееся в неисполнении обязанности по предоставлению технических условий подключения объектов капитального строительства, действующих на момент завершения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, признано нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку непредоставление действующих технических условий ущемляет права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Красноярского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2016 г. по делу в„– А33-10602/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Соколовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Деревягина М.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Новожиловой Т.П.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Департамента градостроительства администрации города Красноярска Шипунова С.А. (доверенность от 28.10.2015); Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Мироненко Т.Г. (доверенность от 21.01.2016); общества с ограниченной ответственностью "ЭКО ПРОМ" Турутиной М.А. (доверенность от 13.07.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 октября 2015 года по делу в„– А33-10602/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 января 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Раздобреева И.А., суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Морозова Н.А., Юдин Д.В.),

установил:

Департамент градостроительства администрации города Красноярска (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения от 31.03.2014 по делу в„– 412-15-14 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, антимонопольный орган); о признании незаконным бездействия Красноярского УФАС России в части непринятия мер по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ЭКО ПРОМ" (ОГРН 1122468037427, ИНН 2465274914, г. Красноярск); общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ОГРН 1072460004099, ИНН 2460084839, г. Красноярск; далее - ООО "КрасКом", общество).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 октября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 января 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 1 статьи 15, статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пунктов 5, 8, 16 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 в„– 83 (далее - Правила в„– 83), пункта 3.90 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 в„– 340 (далее - Административный регламент), пункта 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 в„– 331 (далее - Положение о ФАС), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не учтено исполнение Департаментом установленной пунктом 5 Правил в„– 83 обязанности по обращению в ресурсоснабжающую организацию за предоставлением технических условий с приложением всех необходимых документов; ответ ООО "КрасКом" не является отказом в выдаче технических условий, поскольку содержит сведения о возможности подключения многоэтажных домов к инженерным сетям; указанная в ответе информация о необходимости обращения с отдельными заявлениями индивидуально на каждый испрашиваемый объект относится к тем участкам, которые имеют несколько вариантов подключения; на момент завершения открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков технические условия являлись действующими; приложенная к письму ООО "КрасКом" форма заявления не соответствует требованиям Правил в„– 83.
Заявитель считает не соответствующим положениям Закона о защите конкуренции, Административного регламента и Положения о ФАС вывод судов об отсутствии у антимонопольного органа оснований для возбуждения дела в отношении ООО "КрасКом"; бездействие антимонопольного органа нарушает права Департамента в части фактического возложения на него обязанности по устранению нарушений закона, не допущенных им.
В отзывах на кассационную жалобу Красноярское УФАС России и ООО "ЭКО ПРОМ" считают ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). ООО "КрасКом" своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители Департамента, Красноярского УФАС России и ООО "ЭКО ПРОМ" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с техническими условиями подключения объекта капитального строительства к тепловым сетям ООО "КрасКом" жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, 6 мкрн. жилого массива "Солнечный", участок в„– 5, от 08.11.2011 в„– КЦО-11/4835, выданными ООО "КрасКом" Управлению архитектуры администрации города Красноярска, разрешенный максимум теплопотребления установлен в размере 0,8 Гкал; теплоснабжение многоквартирного жилого дома возможно осуществить в ТК7 от тепловой сети 2Ду150 мм ООО "КрасКом", идущей в районе жилого дома по ул. 60 лет Образования СССР, 45; срок действия технических условий 2 года. В соответствии с техническими условиями подключения объекта капитального строительства к тепловым сетям ООО "КрасКом" от 08.11.2011 в„– КЦО-11/4835 жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, 6 мкрн. жилого массива "Солнечный", участок в„– 6, выданными ООО "КрасКом" Управлению архитектуры администрации города Красноярска, разрешенный максимум теплопотребления установлен в размере 0,8 Гкал; теплоснабжение многоквартирного жилого дома возможно осуществить в ТК7 от тепловой сети 2Ду150 мм ООО "КрасКом", идущей в районе жилого дома по ул. 60 лет образования СССР, 45; срок действия технических условий 2 года. Для разработки проектной документации и проведения строительно-монтажных работ заявитель в течение срока действия настоящих технических условий должен обратиться в ООО "КрасКом" за получением технических условий для присоединения (условий подключения) в порядке пункта 8 Правил в„– 83. Обязательства ООО "КрасКом" по обеспечению подключения объектов капитального строительства к тепловым сетям прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объектов капитального строительства к тепловым сетям.
Распоряжениями администрации города Красноярска от 17.10.2012 в„– 1659-арх, от 19.10.2012 в„– 1701-арх органом местного самоуправления принято решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: г. Красноярск, Советский район, 6-й мкрн. жилого района Солнечный, участок в„– 6 (кадастровый номер 24:50:0400022:44 из земель населенных пунктов площадью 6 005 кв. м,) и участок в„– 5 (кадастровый номер 24:50:0400022:45 из земель населенных пунктов площадью 10 419 кв. м), предназначенных для строительства многоэтажных жилых домов с инженерным обеспечением. Организатором торгов определено ООО Юридическое агентство "Механика роста Право".
02.11.2012 в муниципальной газете Красноярска "Городские новости", в„– 166 (2666) опубликовано информационное сообщение о проведении 04.12.2012 торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договоров аренды указанных земельных участков для жилищного строительства. При этом в сведениях о технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения указаны выданные ООО "КрасКом" технические условия на водоснабжение и водоотведение: от 27.10.2011 в„– КЦО-11/4544 со сроком действия до 27.10.2013, от 27.10.2011 в„– КЦО-11/4543 со сроком действия до 27.10.2013, а также технические условия на теплоснабжение от 08.11.2011 в„– КЦО-11/4835 со сроком действия до 08.11.2013.
11.09.2012 Департамент направил ООО "КрасКом" письмо о предоставлении информации по техническим условиям (исх. от 10.09.2012 в„– 07/4029-дг), содержащее просьбу рассмотреть возможность подключения и выдать технические условия (согласовать подключение к сетям водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а также представить информацию о плате за подключение к сетям) для размещения, в том числе многоэтажного жилого дома с инженерным обеспечением (водоснабжение - 140 м3/сут., водоотведение - 140 м/сут., теплопотребление - 0,8 Гкал), расположенного в Советском районе, 6 мкрн. жилого района "Солнечный", участок в„– 5, и многоэтажного жилого дома с инженерным обеспечением (водоснабжение - 140 м3/сут., водоотведение - 140 м3/сут., теплопотребление - 0,8 Гкал), расположенного в Советском районе, 6 мкрн. жилого района "Солнечный", участок в„– 6.
Письмом от 11.10.2012 в„– КЦО-12/11711 ООО "КрасКом" сообщило Департаменту о том, что для указанных в обращении планируемых к строительству объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения возможно подключение к инженерным сетям. При этом общество указало, что часть испрашиваемых земельных участков имеют несколько вариантов подключения, в связи с чем заказчику необходимо обратиться в организации, осуществляющие эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения, после подтверждения резервов пропускной способности и определения заказчиком вариантов точек подключения необходимо направить запрос в адрес ООО "КрасКом" на выдачу технических условий индивидуально на каждый испрашиваемый объект по форме, указанной в приложении. Приложением к указанному письму является форма заявления на выдачу технических условий водоснабжение и водоотведение.
По результатам проведенных 04.12.012 торгов победителем открытого аукциона по лотам в„– 2 и в„– 3 признано ООО "ЭКО ПРОМ". 17.12.2012 между Департаментом и ООО "ЭКО ПРОМ" заключены договоры аренды земельных участков в„– 2670 и в„– 2671.
29.01.2013, 24.06.2013, 30.07.2013 ООО "ЭКО ПРОМ" обращалось в адрес ООО "КрасКом" с заявлениями на выдачу технических условий подключения трех 20-этажных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями и инженерным обеспечением в 6-ом мкрн. г. Красноярска к сетям водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения.
ООО "КрасКом" письмом от 11.10.2013 в„– КЦО-13/19375 отказало в подключении к тепловым сетям общества указанных жилых многоквартирных домов в связи с отсутствием резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса от ПНС по адресу: ул. 40 лет Победы, 2а.
ООО "ЭКО ПРОМ" обратилось в антимонопольный орган с жалобой.
Решением Красноярского УФАС России от 31.03.2014 в„– 412-15-14 бездействие Департамента, выразившееся в неисполнении обязанности по предоставлению ООО "ЭКО ПРОМ" технических условий подключения строящихся объектов капитального строительства, действующих на момент завершения открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: Красноярск, Советский район, 6 мкрн. жилого массива "Солнечный", участки 5, 6, признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Департамент, полагая, что решение антимонопольного органа, а также бездействие последнего в части непринятия мер по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "КрасКом" в связи с уклонением от выдачи технических условий, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и интересы, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании их незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые решение и бездействие антимонопольного органа не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В силу пункта 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, в том числе определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.
Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) орган местного самоуправления не позднее, чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям (часть 9). Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10).
Порядок определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения установлен Правилами в„– 83, регулирующими отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Орган местного самоуправления не позднее, чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства (пункт 5 Правил в„– 83).
Запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать: наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес; нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос; правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка); информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства; информацию о разрешенном использовании земельного участка; информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку; необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения; планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации); планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации) (пункт 8 Правил в„– 83).
Обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 16 Правил в„– 83).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что при объявлении торгов Департаментом были размещены технические условия, действие которых прекратилось по истечении года с момента их выдачи в соответствии с положениями пункта 16 Правил в„– 83, так как правообладатель земельных участков (на тот момент орган местного самоуправления) не определил необходимую подключаемую нагрузку; при этом Департамент не исполнил возложенную на него названными Правилами обязанность и не обратился в установленном порядке в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения для получения действующих технических условий.
Суды оценили обращения Департамента от 10.09.2012 и 21.09.2012 в адрес ООО "КрасКом" о предоставлении информации по техническим условиям и установили их несоответствие пункту 8 Правил в„– 83 в связи с отсутствием приложенных документов, перечисленных в названном пункте.
Из материалов дела следует, что дальнейшая переписка по вопросу обеспечения технической возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения рассматриваемых жилых многоквартирных домов между обществом и Департаментом не велась, какие-либо иные действия по получению технических условий Департаментом не предпринимались.
Данное обстоятельство заявителем кассационной жалобы не оспаривается.
Учитывая требования приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Правил в„– 83, возлагающих обязанность по предоставлению технических условий заинтересованным лицам именно на орган местного самоуправления (в данном случае на Департамент), принимая во внимание установленный факт непринятия Департаментом достаточных мер, направленных на обеспечение земельных участков технической и юридической возможностью подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в момент проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, суды обоснованно признали, что непредоставление действующих технических условий лицу, выигравшему торги и осуществляющему застройку земельных участков, ущемляет права и интересы ООО "ЭКО ПРОМ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и влечет необоснованное препятствие осуществлению его деятельности. В этой связи суды обоснованно признали доказанным антимонопольным органом наличие в действиях Департамента нарушения антимонопольного законодательства.
Вывод судебных инстанций об отсутствии неправомерного бездействия со стороны антимонопольного органа в части непринятии мер по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "КрасКом" в связи с уклонением от выдачи технических условий Департаменту на основании письма от 10.09.2012 в„– 07/4029-дг основан на установленных по делу фактических обстоятельствах при правильном применении норм материального права.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит определенных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 октября 2015 года по делу в„– А33-10602/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 января 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
Л.М.СОКОЛОВА


------------------------------------------------------------------