По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.11.2016 N Ф02-6010/2016 по делу N А19-19015/2015
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений.
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием обществу предложено для устранения выявленных нарушений произвести корректировку платы за отопление.
Решение: В удовлетворении требования отказано в части, поскольку установлено, что общество при расчете корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" учитывает площадь всех помещений многоквартирного дома, в том числе и нежилого помещения, несмотря на то, что оплата за тепловую энергию, потребляемую нежилым помещением, производится собственником непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Иркутской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2016 г. по делу в„– А19-19015/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно-коммунальными системами" Казимировой Е.А. (доверенность от 05.04.2016), Прокопьевой Ю.А. (доверенность от 08.10.2015), Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Потаповой О.В. (доверенность от 04.05.2016), Рудаковой К.А. (доверенность от 04.05.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно-коммунальными системами" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2016 года по делу в„– А19-19015/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно-коммунальными системами" (ОГРН 1153850030509, ИНН 3812114470, г. Иркутск; далее - ООО "Западное управление ЖКС", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания от 24.07.2015 в„– 3435/15 Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба) об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2016 года, заявленные требования удовлетворены частично. Предписание Службы признано недействительным в части корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" по квартире в„– 12, расположенной в многоквартирном жилом доме в„– 12/А, за 2014 год на сумму 390,38 рублей (абзац 5 предписания). В остальной части заявленного требования отказано.
ООО "Западное управление ЖКС" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции по мотивам неправильного применения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 307 (далее - Правила в„– 307), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, исключив следующие выводы суда первой инстанции:
1. "В судебном заседании ответчик указал, что обществом не были представлены справки о теплопотреблении с общим расходом по общедомовому прибору учета, заверенные ресурсоснабжающей организацией, и поэтому Службой был произведен расчет в соответствии с данными, указанными в товарных накладных, которые являются подтверждающими документами о фактическом потреблении тепловой энергии и теплоносителя многоквартирного дома, выставленного поставщиком за минусом расхода на нежилое помещение. В товарных накладных указано потребление тепловой энергии и теплоносителя по спорному дому в„– 12А бул. Рябикова".
2. "Таким образом, довод Общества о том, что ответчик при расчете не применяет формулу, установленную Постановлением Правительства в„– 307, не соответствует материалам дела".
3. "Но вместе с тем, заявитель при расчете корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" учитывает площадь всех помещений многоквартирного дома, в том числе и нежилых помещений, не учитывая, что собственник нежилого помещения ООО "Добрый век" напрямую заключил договор на теплоснабжение с ресурсоснабжающей организацией и плата за тепловую энергию, потребляемую нежилым помещением, производится непосредственно ресурсоснабжающей организации".
4. "Заявитель при расчете корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013, 2014 годы распределяет весь фактический объем потребленной тепловой энергии жилыми и нежилыми помещениями только на площадь жилых помещений, которая согласно техническому паспорту дома в„– 12А (инв. номер 23709) составляет 1 860,1 м2".
5. "Однако в данном конкретном случае при наличии в МКД в„– 12А по бульвару Рябикова в г. Иркутске нежилого помещения такой способ произведения корректировки платы за отопление приводит к задваиванию оплаты за нежилое помещение, то есть бремя по содержанию нежилого помещения (коммунальная услуга "отопление") вторично легло на собственников жилых помещений".
6. "Служба же, в свою очередь, представила расчет, в котором использована площадь МКД в„– 12А за минусом площади нежилого помещения, заключившего напрямую договор с ресурсоснабжающей организацией".
7. "Судом установлено, что на основании справки о теплопотреблении управляющей компании в товарных накладных предъявляется объем потребленной тепловой энергии по жилым помещениям МКД в„– 12А, расположенного по адресу: бульвар Рябикова в г. Иркутске, а объем, потребленный нежилым помещением, предъявляется в товарных накладных ООО "Добрый век".
8. "Анализируя указанный расчет, суд пришел к выводу о том, что данные в товарных накладных и справках о теплопотреблении жилыми помещениями (без учета нежилого помещения) не противоречат друг другу".
9. "Таким образом, оспариваемое Предписание выдано Службой в пределах предоставленных ей законодательством полномочий, не имеющих отношения к гражданско-правовым требованиям по исполнителю договора о предоставлении коммунальных услуг". В остальной части решение суда оставить без изменения.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что при проведении проверки обществом были представлены справки о теплоснабжении, что подтверждается ответом на запрос Службы; при расчете корректировки платы по формуле Служба применяет неверные исходные данные, исключая площадь нежилого помещения, в нарушение Правил в„– 307; судом принята площадь 1 860, 1 кв. м как площадь только жилых помещений, что не соответствует техническому паспорту; предусмотренный Правилами в„– 307 порядок расчета суммы корректировки не приводит к задваиванию оплаты за нежилое помещение; согласно платежным документам начисления по услуге "отопление" производились на площадь 1 666, 7 кв. м без учета площади нежилого помещения (193, 4 кв. м); многоквартирный жилой дом в„– 12А оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, который учитывает расходы еще одного многоквартирного жилого дома в„– 12Б; у Службы отсутствовали законные основания для выдачи оспариваемого предписания при отсутствии в действиях общества каких-либо нарушений, связанных с ненадлежащим использованием и содержанием жилого фонда, в данном случае имеется гражданско-правовой спор с собственником помещения в многоквартирном доме.
В отзывах на кассационную жалобу Служба считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ООО "Западное управление ЖКС" и Службы в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 27 октября 2016 года до 02 ноября 2016 года до 11 часов 00 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва в судебном заседании представители сторон подтвердили вышеизложенные позиции.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "Западное управление ЖКС" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 29.07.2015 в„– 000032.
На основании распоряжения от 29.06.2015 в„– 3435-ср-п Службой проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО (преобразованного в дальнейшем в общество с ограниченной ответственностью) "Западное управление ЖКС" с целью проверки информации, содержащейся в обращении гражданина, проживающего по адресу: г. Иркутск, бульвар Рябикова, дом 12А, кв. 12, о нарушении прав потребителя при начислении платы за коммунальные услуги.
В ходе проведения проверки Службой установлено, что МКД в„– 12А оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; для определения суммы корректировки за тепловую энергию в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета службой сделан расчет за 2013, 2014 годы; согласно платежному документу за май 2014 года по квартире в„– 12, расположенной в МКД в„– 12А, установлено, что корректировка платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 год управляющей компанией выполнена в размере 866, 57 рублей в сторону уменьшения; в платежном документе за апрель 2015 года ОАО "Западное управление ЖКС" произвело корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2014 год на сумму 3 068 рублей в сторону увеличения. При анализе платежных документов по указанному адресу установлено, что начисление платы за отопление с января по март 2015 года производится на 1 кв. м общей площади в размере 0, 022 Гкал, с апреля 2015 года 0, 028 Гкал/кв. м; при этом среднемесячное потребление тепловой энергии за 2014 год составляет 0, 018 Гкал/кв. м.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 24.07.2015 в„– 3435/15.
Предписанием Службы от 24.07.2015 в„– 3435/15 обществу предписано для устранения выявленных нарушений произвести корректировку платы за отопление с января по март 2015 года в размере 4, 16 руб./кв. м в месяц и с апреля 2015 года 10, 41 руб./кв. м в месяц.
ООО "Западное управление ЖКС", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое предписание не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в проверяемом периоде) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании постановления Правительства Иркутской области от 14.09.2012 в„– 495/1-пп "Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами в„– 307.
Подпунктом "б" пункта 21 Правил в„– 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения в„– 2 к настоящим Правилам (формула 7). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения в„– 2 к настоящим Правилам (формула 8).
Согласно подпункту 2 пункта 2 приложения в„– 2 к Правилам в„– 307 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле: Poi = Si x Vt x TT (7), где: Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В силу подпункта 3 пункта 2 приложения в„– 2 к Правилам в„– 307 размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле: Po2.i = Pk.пр x Si / SD - Pfh.i (8), где: Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.); Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м); Pfh.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Соответственно, объем потребленной коммунальной услуги отопления подтверждается показаниями общедомового прибора учета и на абоненте лежит обязанность оплатить фактически потребленную коммунальную услугу.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 в„– 124 (в редакции, действовавшей в спорный период) объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Как следует из материалов дела и установлено судами, многоквартирный жилой дом по адресу: г. Иркутск, бульвар Рябикова, д. 12А оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; в упомянутом доме расположено нежилое помещение площадью 193,4 кв. м, принадлежащее обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Добрый век", которое имеет свой прибор учета потребления тепловой энергии и оплачивает тепловую энергию непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании отдельного договора с ресурсоснабжающей организацией о поставке тепловой энергии.
Судами установлено, что ООО "Западное управление ЖКС" при расчете корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" учитывает площадь всех помещений многоквартирного дома, в том числе и нежилого помещения, несмотря на то, что плата за тепловую энергию, потребляемую нежилым помещением, производится собственником непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Судами также установлено и не опровергается материалами дела, что Служба ввиду непредставления в полном объеме запрошенных справок о теплопотреблении по многоквартирному дому в„– 12А произвела расчет корректировки платы за отопление за 2014 год в соответствии с данными, указанными в товарных накладных, являющихся документами, подтверждающими фактическое потреблении тепловой энергии и теплоносителя многоквартирного дома, за минусом расхода на нежилое помещение. Расчет корректировки размера платы по коммунальной услуге "отопление" по многоквартирному дому в„– 12А за указанный период произведен Службой с учетом приведенной выше формулы, исходя из размера платы за тепловую энергию, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, общей площади жилых помещений многоквартирного дома в„– 12А - 1 860, 1 кв. м, площади квартиры в„– 12 - 47,4 кв. м, общего размера платы за отопление по квартире в„– 12.
Объем потребленной тепловой энергии по жилому многоквартирному дому в„– 12А в товарных накладных отражается на основании справок о теплопотреблении, подписанных со стороны управляющей компании и ресурсоснабжающей организации, об объемах потребленного коммунального ресурса в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета; объем, потребленный нежилым помещением, предъявляется в товарных накладных ООО "Добрый век", следовательно, в накладных указанный объем учтен уже без учета расхода на нежилое помещение.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, представленных Службой и обществом расчетов корректировки платы, суды установили, что представленные управляющей компанией корректировки за 2014 год не соответствуют объемам, предъявляемым ресурсоснабжающей организацией, то есть не соответствуют справкам о теплопотреблении. В то же время в расчете Службы по товарным накладным за 2014 год, произведенном по формуле в соответствии с Правилами в„– 307, объем, предъявляемый ресурсоснабжающей организацией управляющей компании, соответствует фактическому объему коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии без учета объема, предъявляемого нежилому помещению.
При таких фактических обстоятельствах, установленных по данному конкретному делу, суды обоснованно и мотивированно пришли к выводу о том, что вопреки доводам управляющей компании в данном конкретном случае способ произведения корректировки платы за отопление, на котором настаивает общество, приводит к двойной оплате за коммунальную услугу "отопление" за нежилое помещение: самим собственником нежилого помещения непосредственно ресурсоснабжающей организации и повторно предъявляется собственникам жилых помещений.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, по существу направлены исключительно на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции. Следовательно, правовые основания для исключения по просьбе заявителя кассационной жалобы из мотивировочной части решения суда первой инстанции вышеприведенных выводов, отсутствуют.
Отклоняя довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у Службы законных оснований для выдачи оспариваемого предписания, так как в данном случае имеется гражданско-правовой спор с собственником помещения в многоквартирном доме, суды, руководствовались статьями 20, 201 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 7, 12 Положения о Службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 в„– 594-пп, и исходили из наличия у Службы полномочий на проведение мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований при осуществлении обществом деятельности по управлению многоквартирными домами и выдачу предписания об устранении выявленных нарушений.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2016 года по делу в„– А19-19015/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
Д.И.ШЕЛЕГ
------------------------------------------------------------------